И. Г. Гербера «Известия о находящихся
с западной
стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях и о их
состоянии в 1728 году» было сказано: «Андреева или Ендери деревня, лежащая
между реками Сулаком и Аксалем, построена и населена от беглых русских и
казаков». Миллер как редактор «Сочинений и переводов» сделал к этому месту
статьи Гербера следующее примечание: «Сие мнение сочинителево о происхождении
жителей в Андрееве весьма сомнительно. Они держатся магометанской веры. Как
же русские и козаки, живущие в совершенной вольности, могли к оной
приклониться? Такого примера еще не было и никаких следов российского языка у
них не примечено. Имя
Андреева, которое, чаятельно, сочинителя к сему мнению привело, может быть
произошло от российских караванов, из подобного татарского слова
Ендери». Миллер
не совсем прав: в местности Эндери (на северном Кавказе), слывшей у русских
под названием Андреевой деревни, население было смешанное: в его составе были
и донские казаки, бежавшие туда после Булавин-ского восстания. Вопрос об этой
местности, подчиненной Тарковскому шевкалу, беспокоил русскую дипломатию еще
при Петре I (С. М. Соловьев, кн. IV, столб. 669—670).
14 См. : Протоколы Конференции, т. II, стр. 458—
460 и
т. IV наст,
изд. , стр. 761—762.
15 См. документ 444 и
примечания
к нему.
16 Описание жилищ чувашей находится в труде Миллера
«Описание
языческих народов в Казанской губернии, а именно, черемисов, чувашей и
остяков» («Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие»,
июль 1756 г. , стр. 39—40). «Домы у сих народов, —писал Миллер, —
деланы татарским построем, разнствуют от русских крестьянских домов
тем, что избы не черные, но белые».
17 В
«Sammlung russischer Geschichte» (академическом журнале, который
был создан Миллером еще в 1732 г. , прекратился после отъезда Миллера
в сибирское путешествие в 1733 г. и возобновлен им в 1758 г. ) был на-
печатан в 1760—1761 гг. в т. V, вып. 3—4 «Versuch einer neueren
Geschichte von Russland» («Опыт новейшей истории России»), в котором
находилась и часть, посвященная «смутным временам Годунова и Растриги»
(см. т. V, вып. 3, стр. 181—264, и вып. 4, стр. 265—380); в
следующем,
1761 г. Миллер напечатал по-русски в «Сочинениях и переводах, к пользе
и увеселению служащих», в январе (стр. 3—63), феврале (стр. 99—154) и
марте (стр.
195—244) большую часть «Опыта новейшей истории России».
Для апрельской книжки «Ежемесячных сочинений» был набран и конец
«Опыта»—описание времени Годунова и «Растриги», но апрельская книжка
вышла без этой статьи Миллера: она была изъята из готового уже номера
журнала, а Миллер, по его словам, получил тогда «жестокий выговор» от
правительства «за некоторые в его сочинениях о российской истории нахо-