В пользу такой
догадки можно
выставить и еще один довод. Послание Вольтера построено на резких
антитезах, близких
к парадоксу (проповедник, опровергающий свою собственную проповедь; обидное
для Фридриха сравнение его с подобным проповедником обращается в похвалу
Фридриху; проповедуя, что человеческая душа подвержена смерти, Фридрих тем
самым приобретает право на бессмертие). Ломоносов в своем письме явно
пародирует пародоксальную манеру Вольтера, прибегая к еще более резким
антитезам («полоумное остроумие»; «бессовестная честность», «ругательная
хвала», «панегирическая пасквиль»).
Дошедшие до нас суждения
Ломоносова о Вольтере не исчерпываются этим письмом: ср. письмо к
И. И. Шувалову
от 2 сентября 1757 і (письмо 53, а также т. VI наст, изд. , стр. 89—
96). Но
этих материалов все же слишком мало, чтобы составить себе достаточно полное
представление о том, как оценивал Ломоносов своего великого
современника, которого
бесспорно относил к числу классиков французской литературы; составляя в 1758 г.
программу преподавания французского языка для Академической
гимназии, Ломоносов
назвал трех авторов, чьи произведения должны изучаться гимназистами: Мольера,
Расина и Вольтера (т. IX наст, изд. , документ 303, § 42).
24
Печатается
по тексту первой публикации.
Местонахождение
подлинника не известно.
Впервые напечатано —
Соч. 1784, ч. I, стр. 322—324.
Упоминаемое
Ломоносовым письмо И. И. Шувалова от 28 декабря 1752 г. не
отыскано.
О том, когда и
при каких
обстоятельствах Ломоносов приступил к работе над «Древней российской историей»,
см. т. VI наст изд. , стр. 572—574.
Ответив
Шувалову, что
«покинуть вовсе» свою работу в области физики и химии нет «ни нужды, ниже
возможности», Ломоносов тем не менее стал именно с этого времени заниматься
историей не только «по досугам», как это было ранее (документ 514), а
систематически и порой даже в ущерб другой работе. Так, в письме к Эйлеру от
12 февраля 1754 г. он сообщает: «Я часто за самой работой ловил себя на
том, что
душой я блуждаю в древностях российских. Поэтому мною пропущено немало
доказательств того, что верхняя атмосфера при полном спокойствии должна
спускаться в нижнюю» (письмо 41). Об этом же Ломоносов говорит и в своей
записке о поведении Академической канцелярии: «Ломоносов сказал в Ообрании
профессорском [18 августа 1754 г. ]. что-де он, имея работу сочинения
„Российской
истории", не чает так свободно упраж