5
О
СОХРАНЕНИИ ЗДРАВИЯ
Здравие тела
есть, по согласию
всех людей, един из благороднейших плодов, которыми мы во временной сей жизни
наслаждаемся. И ежели тое разум и добродетель, как свое ядро, в себе
имеет, то
приводит оно человека в полное совершенство. Того ради кто бы не хотел всеми
силами стараться оное безопасно и безнаветно содержать? Через оное мы в
состоянии пребываем, чтобы наши должности, которые нам от бога и от нашей
верховной власти наложены, пристойными мерами отправлять. Оно необходимую
часть горести жизни сея услаждает. Однако многие коль мало сего неоцененного
дара
как от бога просить, так и ближнему желать, что очень добро, обыкновенно
себя понуждают, толь скудно к содержанию оного у себя самих и те способы
употребляют, которые им натура добровольно подает и которые они в своей власти
имеют. Ибо они чают в том несколько трудной осторожности, а иногда и
противного принуждения, на которые оба сомнения тому никогда смотреть не
надлежит, кто от тяжкой немочи в постелю склонен быть боится: понеже они
думают, что будут всегда медики, которые тое, что они тут или инде
просмотрели,
опять навести могут. Однако очень себя обманывают: понеже, по собственному
свидетельству славнейших медиков, медицину хотя безопасно и полезно
употреблять
можно, однако весьма не во многих болезнях. В большей сих части долженствует
она так натуре последовать и наблюдать, где сия оной требует, как и мы
прежде, нежели в руки медиков впали, легчайшим трудом и без того, чтобы нам
больно было, то же чинить могли. Ибо несравненно легчае настоящее здравие
соблюсти, нежели потерянное возвратить можно. И как натура каждого обязывает
о соблюдении и продолжении своей жизни стараться, подобным образом оная
обязывает нас и к собственному осторожнейшему хранению нашего здравия, понеже
без оного жизнь наша