Ника. . . Наводит
порою на
ложный след историка искусства. 1 Страницы, посвященные Ломоносову,
Петров начинает с ошибки: Один экземпляр такой мозаики ватиканской, точно
копирующей живопись, В. М. , увиденный Ломоносовым М. В. в доме
покровителя его
вице-канцлера М. Л. Воронцова, портрет императрицы Елизаветы Петровны
настолько подстрекнул его любознательность, что он изобрел свою смальту.
2
Из биографии
Ломоносова, написанной
Веревкиным, известно, что первой мозаикой, привлекшей зоркое внимание
Ломоносова, была мозаичная картина Плачущий апостол Петр. Это подтверждается
надписью и датой 1745 на обороте мозаики. 3
С. П. Яремич. Русская
академическая художественная школа. Л. , 1934, Предисловие, стр. 1112.
П.. Н. Петров. Краткое
обозрение мозаичного дела преимущественно в России. СПб. , 1864.
мозаика хранится в
запасах Русского музея. 2 в. к. Макаров
Но все же на основании архивных данных, на
которые П.
Н. Петров не ссылается, автор впервые наметил главные моменты истории
Ломоносовской
мастерской. Он знал мозаичную работу в химической лаборатории на Васильевском
Острове, появление ученика Матвея Васильева, мозаичную мастерскую при Усть-
Рудицкой
фабрике, работу над монументом в Петропавловском соборе. Петров значительно
увеличил список названных раньше него мозаичных картин. Впервые в печати
появляется упоминание о большом портрете Елизаветы Петровны, заказанном И. И.
Шуваловым для Московского университета, причем сказано, что этот портрет
находится в Академии художеств. В Академии художеств до середины XIX
в. хранился
еще другой портрет императрицы меньших размеров Там же находился по указанию П.
Н Петрова мозаичный образ Саваофа. Несомненно, П. и. Петрову были известны
дела
архива Академии художеств, касающиеся судьбы мозаичной мастерской после смерти
Ломоносова . Эти документы опубликовал позднее Н. Е. Макаренко