Перейдем к работе
Н. Е. Макаренко,
изданной Академией Наук в 1917 г. Эта книга, связанная также с упомянутой
выставкой
Ломоносов и елизаветинское время, осталась до наших дней основным пособием для
изучения мозаичного наследия Ломоносова, в той мере, конечно, как оно было
известно в год выхода книги.
Прежде всего отметим, что к 1917
г. у Н. Е. Макаренко
есть следующая, ранее известная лишь по документу, мозаика этого
круга портрет
Михаила Илларионовича Воронцова. Он оказался также в доме Воронцовых-Дашковых.
В архивных документах, напечатанных у Макаренко в Приложениях, упоминаются
еще несколько мозаик, среди них портрет самого Ломоносова, выполнявшийся его
учениками после смерти учителя и уже приходивший к окончанию. Также шесть
мозаик, выполненных в конце 60-х годов, когда мастерская перешла в ведение
Канцелярии от строения и ею руководил живописец И. И. Вельский. Из них Н. Е.
Макаренко опубликовал Апостола Павла, Св. Екатерину и Голову старика.
1
Местонахождение и сюжеты трех других остались ему неизвестными. О них мы
скажем ниже. Мозаичный портрет Ломоносова до сих пор не найден.
Нельзя согласиться
со
следующим утверждением Н. Е. Макаренко :
Причина,
побудившая Ломоносова заняться мозаическим
мщений современников
Ломоносова и его последователей до нас не дошло. Существующие многочисленные
сообщения по этому вопросу по своей разноречивости не могут считаться
заключающими в себе истину, хотя быть может некоторые из них и близки к ней.
2
Георги см. выше, стр. 15 знал ее
и назвал Главой апостола Петра.
Макаренко 1917, стр. 4.
Ниже
мы напомним ряд высказываний самого Ломоносова