Документы, хранящиеся в
Московском Государственном архиве феодально-крепостнической эпохи ГАФКЭ, фонд
Сената, были подготовлены к печати и снабжены примечаниями научными
сотрудниками архива: Е. П. Подьяпольской, Л. А. Гришиной и
И. И. Корневой.
И. Э. Грабарь написал к этой работе краткое предисловие. Документы
разбиваются на две группы: 1 Материалы о фабрике цветного стекла и
бисера, заведенной М. В. Ломоносовым
и 2 Материалы о работах М. В. Ломоносова по мозаике.
Новых
существенных сведений
документы не дают и новых мозаик не называют; они лишь пополняют и уточняют
прежде известное: о пожаловании Ломоносову земли и крестьян для устройства
фабрики и о
монументе
в Петропавловском соборе. Наиболее интересно Определение Сената по доношении М.
В. Ломоносова 5 мая 1758 года, из которого очевидно, что Ломоносов
предлагал разместить в соборе не только мозаичные картины, но также покрыть
столбы и стены сплошным ковром мозаичных украшений до сводов.
Документы, опубликованные
Злотниковым, помогли определить значение одной из мозаик, издавна
находившейся в собрании Фроловых в Ленинграде у наследников В. А. Фролова.
1
Эта мозаичная икона Александр Невский небольшой овал причислялась к
Ломоносовским
только предположительно.
Документы
показали, что это
одна из шести мозаичных икон, выполненных Матвеем Васильевым и Ефимом
Мельниковым в Усть-Рудицах в 1757-1758 гг.
В 1946
г. мозаика была
приобретена Академией Наук для будущего Ломоносовского музея.
1 В. А. Фролов руководил в
предвоенные годы мозаичной мастерской Дворца Советов в Ленинграде Бывшая
мозаичная мастерская Академии художеств. 3
Второй образ Александр Невский
из той же группы, лучшей работы, был обнаружен в запасах Русского музея в
1947 г. Он идет из собрания Шуваловых из дома-музея Шуваловых на Фонтанке.