Меньше всего можно
ссылаться
на обязательные, редкие уроки рисования, на слабый рисунок с
гравюры, присланной
в Петербург, при отчете о занятиях, в 1737 г. 1
Ни Киник, ни
Сухомлинов, 2
ни Лавровский, 3 из старых биографов Ломоносова, ни Меншуткин,
4
из современных нам, не ставили перед собой вопроса, как сложился
художественный идеал Ломоносова, как росло его сознание необходимости и
возможности
выступить с большой и смелой программой воскрешения на русской почве мозаичного
дела.
В
дальнейшем постараемся дать ответ на этот вопрос.
На родине
Ломоносова, великого
ученого и новатора-художника, русском Севере, хранились лучшие традиции
народного искусства песни и сказки, чудесное узорочье в книжном орнаменте, в
шитье, металле, дереве и кости. Суровый край порождал людей .
пытливых, инициативных,
смелых и настойчивых.
Михаил
Васильевич Ломоносов родился в 1711 г. , в деревне Мишанинской, близ Холмогор.
Холмогоры, с окрестными
селениями, славятся художественным
промыслом изделиями из резной кости. К XVIII в. относятся отличные образцы
работ этого рода: гребни, иконы, ларцы и тому подобные вещи.
А.. Киник. Сборник
материалов для истории им. Академии Наук в XVIII в. , ч. II, Материалы
для биографии Ломоносова с 1736 г. СПб. , 1865, стр. 261 и
268. Л. Б. Модзалевский. Рисунки
М. В. Ломоносова. Сб. Ломоносов, II, 1946, стр.
280284.
М. Сухомлинов. Ломоносов студент Марбургского
университета.
Северный вестник, 1861, XXXI.
П.. А. Лавровский.
Ломоносов в Марбурге. М. В. Ломоносов, его жизнь и сочинения. Сборник
В. Покровского. М. , 1912, стр. 3834.
Б. Н. Меншуткин. Жизнеописание
М. В. Ломоносова. Изд.
АН СССР, 1947.
Мастера резного
дела
превращали теплого желтоватого оттенка кость в тонкое кружево, сквозь которое
проступали со вкусом подобранные краски фольговых подкладок густо