совершенствует, что
считать
Ломоносова неосведомленным в основах мозаичного искусства прошлого невозможно.
Владея латинским языком, Ломоносов
мог черпать сведения
об античных мозаиках из Плиния Старшего. 1
Шмелин в записке О мозаике
пишет, что Воронцов привез
из Италии в Петербург образцы старых и новых мозаик. Старыми Шмелин мог
назвать и античные, и средневековые мозаики; фрагменты их беспрепятственно
вывозились из Италии в XVIII в. любителями искусств и редкостей. Разнообразие
технических приемов, богатство сюжетов и орнаментальных мотивов в древних
мозаиках Ломоносов мог себе представить и по классическим, снабженным
гравюрами, трудам римского археолога конца XVII в. Чиампини.
Наиболее известен был
двухтомный труд этого автора, посвященный именно старым итальянским
мозаикам Уе1ега тоштеШа. В богатой библиотеке нашей
Академии Наук он был. Первый том вышел в 1690 г. 2 Кроме многих
мозаик Рима, в нем воспроизведена и описана знаменитая мозаика
Палестины. Второй
том вышел в 1699 г. Он посвящен Равенне. 3
Другое сочинение Рим, 1693 Чиампини
4
трактует о зданиях, построенных Константином Великим, и среди них о
знаменитых своими мозаиками церкви святой Констанции 8ап1а Соз1ап2а в Риме и о
церкви Рождества в
Вифлееме.
Стена Вифлеемского храма, покрытая
сплошным ковром
мозаик от цоколя до архитрава, дана здесь в большой хорошо исполненной гравюре.
О. Р. 1
1п1118 Зесипйиз. Ка1игаИз ЫзЬопае, 36.
2С1атр1П1 3. Уе1ега тоттепЬа т чшЪиз ргаес1рие
тизпга Ярега засгагит рготагитдие теснит
з1гис1ига, . Гоапш С1атр1ш Кота. Разг. рта, Китае, 1690.
3Рагз зесипйа, Китае, 1699.
4С1атр1п1
I. Бее заспи аейШспз а СопзЪапипо
Мадпо соп-51гисиз. Китае, 1693.
Не менее известен был к середине
XVIII в. богато
иллюстрированный труд французского археолога Монфокона о помят-