Это обстоятельство
сказалось
на первых учениках Ломоносова, которые не могли не знать мнения Шмелина о
Ломоносовской
мозаичной манере. Шмелин в 50-х годах XVIII
в. был признанным авторитетом в художественных делах. В 1757 г. ему
официально
поручены были в смотрение принадлежащие к Академии художеств департаменты.
1
Лишь под
непосредственным
наблюдением Ломоносова в его зародившейся мастерской культивировалась
декоративная мозаика. Позже для учеников Ломоносова образцами становятся
итальянские,
ватиканские мозаики, имитирующие станковую живопись. Кто же эти первые
ученики Ломоносова
Для обучения мозаичному искусству к
Ломоносову были
посланы Матвей Васильев и Ефим Мельников. Первый был, несомненно, даровитый
художник. Он стал правой рукой Ломоносова в пору полного расцвета
мастерской, во
второй половине 50-х годов и в годы работы над Полтавой. Что знаем мы из
архивных документов 2 об этом талантливом русском
профессионале-мозаичисте XVIII в. Когда
Матвей Васильев перешел от Гриммеля к Ломоносову, ему было двадцать лет. Он
был сыном матроса; родился около 1732 г. Определен
в 1749 году в Академию Наук в рисовальные ученики, а в 1753 г. в мозаичные
ученики. Кроме мозаичного дела и в живописном деле обучался. В 1761 г. он
зовется мастером мозаичного набора. Платит ему Ломоносов, на коште которого
Васильев состоит, 150 руб. в год. Васильев был грамотен, женат и бездетен.
1Билярский, стр. 368.
Макаренко 1917, Приложения, Именной
список обретающимся при мозаичном деле мастерам и ученикам, стр. 189 и сл.
разрешение Ломоносову выбрать себе
учеников-художников относится к осени 1752 г. сентябрь
Билярский, стр. 179. .
Путь Матвея Васильева-мозаичиста мы сможем
проследить
за все время работы его в мастерской, начальным годом которой, как
сказано, является
1753-й. 3 Последняя выполненная им работа помечена 1769 годом.