нам и драгоценным в
Европе. Он
занял бы от четырех до пяти сажен церковной стены, с заделкой одного
окна, вблизи
от места, где погребен этот монарх, при соответствующей высоте, до
свода. Большую
нивху, на фоне которвстанет памятник,
должно было выложить сибирским лазоревым кем-
-есние изображения
и картины Асю
барельефам, из сибирского мрамора и зеленой яшмы, частью мозаичные. Все из
российских или сибирских материалов.
Сенат выбрал из представленных
Ломоносовский проект. Разбор всего огромного архива Я. Шмелина только
начинается. Возможно, что мы впоследствии прочтем и конец начатого рассказа
об этой победе Ломоносова. Выражение непрошенный гость указывает на
раздражение, которое она вызвала у Шмелина и группирующихся вокруг него
художников.
Сенат, который в
мае 1758 г. передал
всю работу над монументом Ломоносову, был, по-видимому, восхищен грандиозным
размахом Ломоносовского плана. Не западного типа настенный надгробный памятник,
а необычное в своей патетической пышности, сверкающее золотом статуй на
трауре черного мрамора сооружение над могилой Петра I. Ковер ярких
мозаик, покрывающий
церковные стены до архитрава, обещал невиданное по своему богатству зрелище .
. . Это восхищение сквозит даже в сухом
канцелярском изложении сенатского определения:2
там
же, стр. 242.
грабарь, стр. 179.
Правительствующий Сенат, выслушав
объявленные доношения
и проекты и смотря представленные от членов Академии художеств, также и от
советника Ломоносова проекты и модель, к чему он Ломоносов пред собрание
Сената был признак, приказали: построению в сооорнои церкви святых апостол
Петра и Павла для вечной славы монархов монумента, такоРж
изображению мозаикою историческим образов знатнейших дел государя императора
Петра Великого и всему