4. Петр
I
1754 г. Прямоугольник, 89X69 см. Государственный
Эрмитаж Отдел русской культуры
Петр изображен в латах, с
накинутой на плечи горностаевой мантией, крытой золотой парчой. Полное жизни
и силы лицо выступает в раме черных волос на великолепном многокрасочном темном
фоне. Лицо набрано розоватыми, палевыми и светло-коричневыми
смальтами; неравной
величины четырехугольные и треугольные куски расположены с изумительной
изобретательностью для лепки формы. Белый галстук и мех горностая с сизыми
тенями резко контрастируют с окружающими темными тонами красок. Борт колета у
шеи густо зеленого цвета. Доспех вороненый с золотом, в глубоких тенях черно-
лиловый.
Лента с богатейшими нюансами лазури, по которой черные зигзаги муара. Мозаика
кажется набранной не смальтами, а камнями-самоцветами, так сильны ее
сверкающие
краски при общем темном колорите портрета. Куски колотых смальт, которыми
набран портрет, местами фон, одежда достигают двух квадратных
сантиметров. Ломоносовский
портрет Петра I высокий образец монументальной мозаики.
Н. Е. Макаренко
в своей
работе 1911 г. писал, что этот мозаичный портрет наиболее приближается к
технике образка принадлежащего Николо-Малицкому монастырю, расходясь с ним лишь
в задачах
колористических яркие резкие цвета, по-видимому рассчитанные на далекое
расстояние, но тем не менее неприятные.
1 Мозаичные работы Ломоносова.
Гр. , 1917, стр. 74,
Эта характеристика
портрета
повторена автором и в книге 1917 г. , 1 где помещены воспроизведения
всех дошедших до нас в то время Ломоносовских мозаик, кроме данного. Портрет
находился тогда в Галерее Петра Великого в Академии Наук. Правильно указав на
близость мозаики к личной манере Ломоносова, Н. Е. Макаренко не сделал
важного вывода. Поясной мозаичный портрет Петра в Эрмитаже также личная
работа