Ломоносова, в
которую он
вложил пафос своего восхищения преобразователем России. Несомненно об этой
работе Ломоносова писал Я. Шмелин в своей записке О мозаике, ставя портрет
Петра непосредственно после Мадонны с Солимены:
Снова принялся он Ломоносов, В. М. за работу. Сделал портрет
Петра I с картины Каравана. Все еще очень
грубо и с резкими переходами от света к теням.
В Списке всех мозаик, которые
были исполнены на Ломоносовской мозаичной фабрике Я. Шмелин поставил большой
мозаичный портрет Петра на первое место. 1
В небольшом
дополнительном
перечне Ломоносовских мозаик, приложенном к записке О мозаике, еще раз
портрет Петра I поставлен на первое место.
Понятно, что Ломоносов стремился
увековечить мозаикой
раньше всего изображение Петра. Понятно также, что в благодарность за
предоставление возможности широко развернуть увлекшее его художественное
стеклоделие и мозаичное художество, Ломоносов поднес Елизавете Петровне
мозаичный портрет своей работы, свое вдохновенное произведение.
В рапорте с
Усть-Рудицкой
фабрики в Мануфактур-кон-тору 17 февраля 1755 г. Ломоносов писал о том, что
сделано на фабрике с весны 1754 г. :
Мельница
построена, движет шлифовальную машину, на
1 Я. Шмелин писал
записку О мозаике около 1770 г. , т.
е. через шестнадцать лет после исполнения Ломоносовым портрета
Петра. Размеры
мозаики преувеличены. Я. Шмелин помнил лишь, что это был наиболее крупный
из мозаичных портретов императора,
Плотников, стр. 132-133.
Этот документ датирует
исполнение эрмитажного мозаичного
портрета Петра I первой половиной 1754 г. в бонов