makarov-nasledie

 

В.К. МАКАРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА МОЗАИКИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
В.К. МАКАРОВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА
МОЗАИКИ
стр. 154


Ломоносова, в которую он вложил пафос своего восхищения преобразователем России. Несомненно об этой работе Ломоносова писал Я. Шмелин в своей записке О мозаике, ставя портрет Петра непосредственно после Мадонны с Солимены:

Снова принялся он Ломоносов, В. М. за работу. Сделал портрет Петра I с картины Каравана. Все еще очень грубо и с резкими переходами от света к теням.

В Списке всех мозаик, которые были исполнены на Ломоносовской мозаичной фабрике Я. Шмелин поставил большой мозаичный портрет Петра на первое место. 1

В небольшом дополнительном перечне Ломоносовских мозаик, приложенном к записке О мозаике, еще раз портрет Петра I поставлен на первое место.

Понятно, что Ломоносов стремился увековечить мозаикой раньше всего изображение Петра. Понятно также, что в благодарность за предоставление возможности широко развернуть увлекшее его художественное стеклоделие и мозаичное художество, Ломоносов поднес Елизавете Петровне мозаичный портрет своей работы, свое вдохновенное произведение.

В рапорте с Усть-Рудицкой фабрики в Мануфактур-кон-тору 17 февраля 1755 г. Ломоносов писал о том, что сделано на фабрике с весны 1754 г. :

Мельница построена, движет шлифовальную машину, на

 

1 Я. Шмелин писал записку О мозаике около 1770 г. , т. е. через шестнадцать лет после исполнения Ломоносовым портрета Петра. Размеры мозаики преувеличены. Я. Шмелин помнил лишь, что это был наиболее крупный из мозаичных портретов императора,

Плотников, стр. 132-133.


 

 

Этот документ датирует исполнение эрмитажного мозаичного портрета Петра I первой половиной 1754 г. в бонов

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика