жестов Ломоносовский мозаичный
портрет Елизаветы, но не дал его описания. 1 Мозаика по неизвестной
нам причине в Москву отправлена не была, хранилась в Академии художеств до
1851 г. , когда была передана вместе с лучшими произведениями русской живописи
2 в Новый Эрмитаж. 3 Она подробно описана как работа
Ломоносова в рукописном Каталоге Галереи драгоценных вещей Эрмитажа 1754 г. .
4
В Русский
музей мозаика
передана в январе 1913 г. 5 Н. Е. Макаренко 1917 описал мозаику и
воспроизвел стр. 58, табл. IV.
Отмеченные при
этом большие
повреждения набора были в советское время устранены В. А. Фроловым, который
реставрировал мозаику и перевел набор с мастики на цемент в 1938
г. см. Сообщения
Государственного Русского музея, I, 1941. Заметка Б. Н. Эмме Реставрация
Ломоносовской
мозаики.
25. Третий портрет
императрицы Елизаветы Петровны
17611762
гг.
О том, что этот пропавший в
середине XIX в. большой мозаичный портрет царицы был выполнен для Академии
художеств в указанные годы, свидетельствуют следующие документы.
В Ведомости о
работе Усть-Рудицкой
фабрики, представленной в Мануфактур-контору осенью 1761 г. , Ломоносов
писал:
описание столичного города
Санкт-Петербурга, ч. И, стр. 538,
844.
последний день Помпеи
Брюллова; Медный змий Брани и др.
архив
ГА, оп. И, 1851, д. 6.
каталог Галереи драгоценных вещей
Эрмитажа 1754 г. , т. I, Архив ГА.
дело о передаче русских мозаик и
шпалер из Эрмитажа в Русский музей Архив ГА, оп. V, 1912 г. , д. 23.
Злотников, стр. 155.
После подаяния последней
моей
ведомости о делах, производимых на моей фабрике, составлен на оной мозаичный
образ святого апостола Петра и составляется третий портрет ее императорского
величества.