провозглашали осанна, пели
торжественные канты и говорили поздравительные рации.
По пути
следования Петра
воздвигали триумфальные ворота, арки и обелиски, украшенные множеством
всевозможных символов и эмблем и различными надписями на русском и латинском
языках. На огромных транспарантах были изображены рыкающие львы, огнедышащие
драконы, змии с отверстыми пастями, тритоны с трезубцами, причудливые
мифологические образы, которые так нравились Петру.
Сам Петр обычно
изображался в
виде какого-либо героя античных сказаний, чаще всего Российское го Геркулеса.
Все эти
аллегорические картины
и надписи сочиняли в Московской академии.
Петр охотно
посещал Заиконоспасский
монастырь, бывал на диспутах и представлениях, давал различные поручения
наставникам академии чаще всего по переводу научных и технических книг на
русский язык.
Петр обратил
внимание на это
учебное заведение и даже помышлял о преобразовании его в своего рода
политехническую школу. Он прямо сказал патриарху Андриану, что школа эта
царская, а не патриаршая и надобно, чтобы из нее выходили люди во всякие
потребы в церковную службу и в гражданскую, воинствовали, знати строение и
докторское врачевское искусство.
Но Спасские школы
остались
духовной школой и сохранили свой схоластический характер. Впрочем, они не
были чужды умственному движению. Феофи-лакт Лопатинский, читавший в 1704 году
в академии курс физики по Аристотелю, упоминал в своих лекциях и
Декарта. Обращаясь
к своим слушателям, он говорил: Мы уважаем всех философов и преимущественно
Аристотеля, однако, не утверждаясь на древних мнениях, но желая узнать
чистую истину, не полагаемся ни на чьи слова; философу свойственно доверять
больше разуму, чем авторитету. . . Ум был не у одного Платона или Аристотеля.
Все это,