однако,
не снимало печати отсталости со Славяно-греко-латинской академии, и
Аристотель не переставал в ней главенствовать и служить основой миро воззрения.
Академия
делилась на восемь
классов: четыре низших, которые назывались
фара, интима, грамматика, синтаксема,
два средних пиитика и риторика, и два высших философия и богословие. В
низших классах
учили латыни, славянскому языку, нотному пению, преподавались начатки
географии, истории и математики. В средних учили красноречию, ораторскому
искусству
и литературе. В высших классах, наряду с логикой и философией, слушатели
получали скудные и старомодные сведения по психологии и естественным
наукам, рассматриваемым
попутно с физикой.
Число учеников в
академии в
среднем составляло около двухсот. Состав их был весьма пестрый. Тут можно
было встретить и дворянских недорослей и молодых монахов, детей беднейшего
приходского духовенства и детей
посадских, стряпчих, солдат, мастеровых, типографских
рабочих, новокрещенных татар, даже богаделенных нищих.
Старший
современник Ломоносова,
знаток горного дела, географ, этнограф и историк, Василий Никитич Татищев
оставил весьма пренебрежительный отзыв о Московской академии. По его
словам, язык
латинский у них несовершен, классических авторов Ливия, Цицерона, Тацита не
читают, философы их куда лучше, как в лекарские, а по нужде аптекарские
ученики ГОДЯТСЯ, физика ИХ состоит в одних званиях или
именах, новой же и довольной, как Картезий, Мальбранш и другие преизрядное
изъяснили, не знают. И таки в сем училище, заключает Татищев, не токмо
шляхтичу, но и подлому научиться нечего, паче же что во оной больше подлости,
то шляхтичу и учиться не безвредно.
Татищев требует
введения
широкого светского образования, но исключительно для дворян. Его раздражает
не только система преподавания, но глав