Второе действие было посвящено
прославлению Екатерины I, как спутницы Петра и участницы его дел, разделявшей
с ним походную жизнь, позабыв немощь женскую. Добродетель Российскую, под
которой разумеется сама Екатерина, по очереди приветствует
Слава, Истина, Благочестие.
Гнев, Гордость и Зависть посрамляются. В заключение комедии Виктория
Российская на львах грядет с триумфом.
Слава
Российская апофеоз
петровского государства. Как ни схематично было содержание этой школьной драмы,
она верно отражала основные черты петровской внешней политики и выдвигала темы,
продиктованные потребностями исторического развития страны, создание мощного
флота, прославление мирного труда и ндаждение наук. После смерти Петра эти
темы не только не заглохли, но зазвучали громче и настойчивее.
26 декабря 1725
года на
госпитальной сцене была поставлена трагедия Слава печальная, в которой
оплакивалась смерть Петра и давалась оценка всей его государственной
деятельности. Трагедия прославляет Петра правителя и полководца, чьими
неусыпными трудами Россия ныне обогащаема, почитаема, полоняема, страшна
врагам и преславна. Вспоминается основание Петербурга, флота, победы
Петра. Не
забыты и науки, которые он насаждал в России. Паллада восклицает:
Не дал ли Петр
России днесь
архитектуру, Оптику, механику, да учат структуру, Музыку, медицину, да
полированы
Будет младых всех разум и политикованны. . .
В конце пьесы проходят сцены
скорби и прощания с Петром. Выступают символические фигуры Вечность, Фортуна,
сама Смерть, возвещающие вечную славу Петра. Раздаются погребальные
песни, прерываемые
рыданиями России, в которых слышится народная причесть. Совершается последнее
целование, и гроб с телом Петра уносят со сцены. Торжественно и печально
затихает последний заключительный хор.