Слава печальная, как и Слава
Российская, невзирая на все условности школьного театра, отразила пафос
петровского времени. Московские бурсаки были восторженными приверженцами Петра,
хорошо понимавшими историческое значение его деятельности. Ведь и они сами на
разнообразных поприщах являлись участниками и строителями нового петровского
государства, прогрессивные черты которого они стремились показать на
подмостках.
После смерти
Петра русская
поэзия продолжала отстаивать его дело. Она выходила на передовую линию борьбы
за дальнейшее преобразование страны, преодоление ее исторической отсталости.
Знаменитый
сподвижник Петра I,
архиепископ новгородский Феофан Прощдович 1681 1736, славит технические
новшества Петра, его созидательный труд. В написанных им в 1732 году стихах
по поводу завершения строительства Ладожского канала, начатого
Петром, говорится:
Где Метрополю вредит
проезд
водный,
Плодоносные судна
пожирая,
Там царским делом стал канал внеплодный,
Принося пользы, а
вред отвращая.
Сим страх оставлен Ладожский безводный
.
Сим невредимо
плывут к нам
благая.
И, наконец, появляются
острые сатиры Антиоха Кантемира, смело выступившего против реакционеров и
противников петровских реформ. Вероятно, Ломоносову уже в бытность его в
Спасских
школах попались в руки бодливые стихи Кантемира.
1
Безводный пустой, негодный, непригодный.
Первая сатира
Кантемира К уму своему, написанная им в 1729 году, ходила по рукам, в
многочисленных списках. Известно также, что Феофан Прокопович ее везде с
похвалами стихотворцу рассеял. Надо полагать, что он позаботился о том, чтобы
она попала и в стены Славяно-греко-латинской академии, где у него было немало
как приверженцев, так и врагов.