morozov-lomonosov

 

А. МОРОЗОВ ЛОМОНОСОВ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
А. МОРОЗОВ
ЛОМОНОСОВ
стр. 111


Идейное содержание сатиры Кантемира К уму своему отвечало устремлениям молодого Ломоносова. Он сам уже успел повидать немало благочестивых невежд, твердивших, что

Расколы и ереси науки, суть дети;

Больше врет, кому далось больше размети.

Ломоносов на каждом шагу сталкивался с людьми, не понимавшими его влечений к научным занятиям:

К чему звезд течение и свойства счислят, Для одного в планете пятна ночь не спасти, Для любопытства только лишиться покою, Ища солнце ль движется или мы с землею

А Ломоносов сам принадлежал к числу тех, кто, по словам Кантемира, готов был томиться дни целы, чтобы строй мира и вещей выведать премину.

Учение в Спасских школах не удовлетворяло Ломоносова. В нем горело неудержимое стремление к научному познанию мира. Но в Спасских школах продолжали знакомить с картиной мироздания согласно взглядам Аристотеля и Птолемея, поместивших в центре вселенной шаровидную Землю, вокруг которой вращались вложенные друг в друга прозрачные сферы с прикрепленными к ним планетами и светилами. Из философских курсов можно было выловить лишь жалкие крупицы реальных естественноисторических знаний. Невнятно сообщали схоластические учебники и тетради о богомерзких заблуждениях и атеизме древних. Изредка упоминался Демократ и даже новые атомисты, как, например, в одном философском курсе лекций Киево-Могилянской академии 17031704 года: Новые атомисты, побуждаемые и толкаемые стимулами самоуверенности или, вернее, невежества, осмеливаются утверждать, что тела получаются из корпускул или атомов, путем перестановки корпускул, так же как из букв, упорядоченных одним образом получается слово amor, из них же, упорядоченных иначе, получается Roma. Составитель лекций громит такие воззрения: Разнообразные

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика