отсчет от одной какой-либо
точки и притом принимало температуру кипения воды за 0, производя отсчет вниз в
термометре Делила плавление льда обозначалось как 150е. Термометр
Ломоносова облегчал точные измерения и связанные с ними расчеты. Он устранял
путаницу при отсчете градусов при повышении температуры выше точки кипения воды.
Не только содержание лекций, но
и сам метод преподавания, стремление показывать все на опытах и вовлекать
студентов в исследовательскую работу были совершенно новы и необычны.
Еще в начале XIX
века в
некоторых университетах Европы общие курсы химии читались отвлеченно и без
каких бы то ни было опытов. Юсту-с Либих вспоминает лекции своего
учителя, довольно
известного в свое время немецкого химика Кастнера, которые были так
беспорядочны
и нелогичны, что вполне походили на лавку старьевщика, набитую всяческой
ученостью. Ломоносов последовательно и систематически излагал свой курс и
требовал, чтобы студенты не только слушали, но и своими руками производили
все операции и постепенно втягивались в самостоятельную работу. 15 апреля 1754
года он сообщал Академической конференции, что для постановки опытов с
соляными растворами требуется очень много времени, поэтому он употребил для
этих трудов студентов, ходивших к нему на лекции.
Эта плодотворная деятельность
Ломоносова скоро
оборвалась. В 1753 году Петербургская Академия наук предложила на конкурс
задачу объяснить причины отделения золота от серебра посредством крепкой водки
и притом показать способ, как бы легче и дешевле разделить эти
металлы. Конкурс
был повторен и в 1754 году, так как присланные диссертации не были признаны
удовлетворительными. Присудили ее не тому, за кого стоял Ломоносов Карлу
Дахрицу,
а некоему Ульриху Золь Хаву.