Лозунги, выдвигаемые
Ломоносовым, до известной степени обязывали правительство с ними
считаться. Ибо,
принимая хвалебные оды и надписи Ломоносова, публикуя их и выставляя на
всенародное обозрение на раскрашенных транспарантах, Елизавета и ее
правительство
вольно или невольно как бы скрепляли своим авторитетом их содержание. Постоянно
напоминая ветреной и ленивой Елизавете, что она дщерь Петра, Ломоносов
стремился повлиять на ее политическое сознание. В 1747 году, когда русское
правительство намеревалось послать войска на помощь Англии и Австрии против
Франции, он пишет одну из своих лучших од, в которой славит возлюбленную
тишину мирное преуспеяние народов. А его ода на воцарение Екатерины II
превратилась в страстную патриотическую речь о благе и преуспеянии
отчизны, содержала
грозное предупреждение иноземцам, хозяйничавшим в стране.
Однако нельзя
рассматривать
оды Ломоносова как своеобразные поучения царям. Ломоносов знал, что его
читает вся грамотная Россия, и его оды через голову царей, которых он был
вынужден прославлять, были обращены ко всему народу. И Ломоносов, по
существу, по самому глубокому смыслу своих од, славит в них вовсе не царей, а
Российскую Державу, свою прекрасную родину. За бледными фигурами безликих
самодержцев встает единственная Героиня одической поэзии Ломоносова великая и
необъятная Россия, небу равная Россия, как восклицает он в своей оде 1761
года. Он создает поистине гигантский аллегорический образ России, которая
покоится среди равнин:
1Седит стар. сидит.
хины китайцы.
В
полях, исполненных плодами, Где Волга, Днепр, Нева и Дон, Своими чистыми
струями Шумя, стадам наводят сон, Седит1 и ноги простирает. На
степь, где Хинов2 отделяет Пространная стена от нас. . .