при
Академии. К Ломоносову
был определен необычайно даровитый юноша, сын матроса, Матвей
Васильев, которому
едва исполнилось тогда шестнадцать лет, и сын мастерового придворной конторы
Ефим Мельников, который был еще моложе.
Ломоносов в это
время
приступил к работе над мозаичным портретом Петра Великого, причем тотчас же
привлек к набиранию оного портрета и своих учеников. В 17531757 годах в
мозаичной мастерской Ломоносова были выполнены четыре портрета Петра
Великого. Один
из них Ломоносов поднес сенату. Ломоносов не идет проторенными путями. Он
развивает и совершенствует мозаичное искусство, ставит перед ним новые
художественные задачи, улучшает и значительно ускоряет технику выбора
мозаичных картин. Он хочет ввести это монументальное искусство в
государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в
памятниках, которые
должны прославить величие его родины, ратные подвиги, исторические деяния
русского народа. Ломоносов считает особенно важным, что финифти, мозаики в
век хранят Геройских бодрость лиц и ветхой древности угрызенья не боятся.
25 сентября 1752
года
Ломоносов подает Предложение о учреждении здесь мозаичного дела, в. котором
сообщает, что им изысканы мозаичные составы, которые своею добротою ничем не
уступают римским, и что кропотливая или, как говорит Ломоносов, меледливая
работа по набиранию мозаичных картин пристойными способами весьма ускорена быть
может. Ломоносов просит дать ему в обучение шесть учеников, назначить особый
каменный дом из описных то есть конфискованных в казну и отпускать ему 3 710
рублей ежегодно на поддержание нового заведения, на что составляет подробную
смету.
Предложение Ломоносова
осталось без ответа. Тогда он решает начать дело с другого конца. Его
исследовательская лабораторная работа никогда не ограничивалась одной мозаикой,
а захватывала самые различные вопросы химии и технологии стекла,