ментальной физики 1746. И Ломоносов
перечисляет эти славные имена: Лейбниц,
Локк, Мальпиги, Бойль, Гарике, Чирнгаузен, Кеплер,
Галилей, Гугенчй Гюйгенс,
Ньютон и другие. Вся культура,
созданная человечеством в древнем Китае, Индии,
Греции, Риме, всеми народами
Европы, была желанной гостьей в
его стране
Исходя из
жизненных интересов своего
народа и потребностей русского исторического развития, закладывая национальные
основы для развития русской
науки и культуры, Ломоносов остается совершенно
чуждым каких бы то
ни было
националистических предрассудков или шовинизма.
Русский Ломоносов был отъявленный ненавистник, даже преследователь
всех не русских, писал Август Людвиг
Шлцер
в своей Автобиографии. Нет ничего более
лживого и несправедливого к Ломоносову. Его борьбой руководила не
мысль о национальной исключительности, а здоровое чувство национальной
самозащиты. Россия, стремительно
развивавшая свои силы и успешно
преодолевавшая свою отсталость, должна была
противостоять натиску стран, более развитых
в технико-экономическом
отношении. Ломоносов стремился оградить свою страну от проникновения в нее
враждебных и
разрушительных тенденций, от всех
и всяческих
попыток закабаления русского народа в
экономическом или духовном отношении.
Ломоносов ненавидел иноземцев, с которыми
он сталкивался в Петербурге, не за
то, что
они люди
чужой нации, а за то, что они
мешают развитию русской национальной
культуры, навязывают свои, выгодные для них взгляды, создают лживые
теории о мнимой неспособности русского народа
к научному
и техническому
творчеству.
Ему, как деятелю русской культуры,
приходилось постоянно встречать на
своем пути наехавших отовсюду самоуверенных
и заносчивых
невежд, крикливо превозносивших свои
собственные мнимые таланты, старавшихся
пустить пыль в rJiasa гостеприимным
русским людям, привыкшим
глубоко уважать и ценить знания
и образованность.