плавания у берегов Пруссии. Всего
за время царствования Елизаветы, главным образом в течение Семилетней
войны, было
построено 32 линейных корабля, 8 фрегатов, 20 пинков и укоров и десятки малых
судов.
Ломоносов не только
поддерживал и одобрял русских моряков своим поэтическим словом и ученым
авторитетом
он стремился помочь им практически двинуть вперед русскую морскую науку, на
которую могло бы опираться искусство мореплавателя. Наука кораблевождения в
XVIII
веке только еще зарождалась. Множество вещей, без которых не мог бы обойтись
современный мореплаватель, тогда еще не сущее. ствовало в помине: не было ни
точных карт, ни надежных компасов, ни измерителей времени, ни хороших
навигационных приборов. Секстант и хронометр только что появились и были
весьма далеки от совершенства. Особенно остро стоял вопрос с определением
долготы, без чего было невозможно установить местонахождение корабля на
море. В
1714 году английский парламент назначил премию в двадцать тысяч фунтов
стерлингов за лучшее практическое решение этого вопроса. Но премия оставалась
непринужденной,
так как удовлетворительное решение было найти в то время очень трудно.
В 1759 году
Ломоносов
составляет Рассуждение о большей точности морского пути, в котором
разрабатывает
труднейшие проблемы морского кораблевождения и выступает как крупнейший знаток
морского дела, вопросов навигации, морской астрономии и приборостроения. Его
не останавливает ни малая изученность этих вопросов, ни возможность
ошибок, разочарований,
бесплодных попыток. Делом сим, говорит Ломоносов во вступлении к этой
работе, последовал я рудоискателям которые иногда безо всякой вероятности
сладкою надеждою питаются; и не всегда же тщетною. Таким образом, отложив
всякое сомнительство, все, что для сей материи размышлял, изобрел, произвел,
предлагаю.
Ломоносов иногда
ставил задачи,
разрешить которые нельзя было при тогдашнем состоянии науки.