pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 28


значение для развития русского Севера имела оживленная торговля. Еще до основания Петербурга 1703 г. на протяжении многих десятилетий Архангельск являлся единственным портовым городом России, который связывал страну с западноевропейскими рынками. Сюда ежегодно прибывали иностранные корабли из многих государств Европы: Англии, Голландии, Дании, Франции, Испании, а также шел поток товаров с УралаГпо Волге из Персии. Торговые связи способствовали росту высокой культуры русского Севера.

В XVI-XVII вв. в Поморье велись разработки месторождений полезных ископаемых: железной руды, меди, серебра. Здесь уже были развиты разнообразные промыслы: добыча соли, производство смолы и дегтя, канатное, бондарское, гончарное, кузнечное, шорное и другие производства. На Двинской земле было немало искусных мастеровых: медников, кузнецов, котельников и др. , которые изготовляли разнообразные изделия. Это и якоря для строившихся судов, и котлы для варки соли, и оружейные замки, и колокола для церквей, и всевозможная хозяйственная утварь. Интенсивное развитие получили монастырское солеварение и крупное соляное производство Строгановых в Сольвычегодске. Одним из важнейших промыслов Поморья было смолокурение.

Беломорский край славился быстрым развитием культуры, которая складывалась под влиянием богатой новгородской культуры. Создались своеобразное деревянное зодчество, оригинальные художественные промыслы: резьба по дереву и кости, шитье золотом и жемчугом, чернение по серебру и т. д. К началу XVIII в. Холмогоры приобрели первенство в косторезном мастерстве. Художественная резьба по кости и по сей день является традиционным мастерством поморов.

Особенность русского Поморья заключалась и в том, что этот край был пристанищем гонимых и непокорных правительству людей. Сюда ссылались опальные бояре и вельможи; здесь же в отдаленных от центра местах находили себе убежище крестьяне, холопы и солдаты, бежавшие из России от помещичьего произвола и тягостных поборов.

В конце XVII- начале XVIII в. русский Север оказался средоточием старообрядцев, стремившихся сохранить в неприкосновенности бытовой уклад феодальной Руси. На Северную Двину ссылались сторонники старой веры, нередко целыми семьями. Раскол, как называли старообрядческое движение церкви, захватил на севере России широкие слои народа. Он отражал классовые противоречия русского общественного развития. Если в па

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика