pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 144


Став в 1757 г. советником Академической канцелярии, Ломоносов особое внимание обратил на состояние академических учебных заведений. В марте 1758 г. он возглавил учебную часть Академии. Однако те большие надежды, которые он возлагал в связи с этим назначением, оказались не вполне осуществимы. Педагогическая деятельность ученого постоянно находилась под контролем как самого президента, так и других членов Академической канцелярии. Демократические устремления смелого помора были чужды большинству членов Академии и высокопоставленным вельможам. Поэтому многие его радикальные предложения по улучшению учебной деятельности встречали сопротивление со стороны реакционное настроенных правящих кругов России и руководства Академии. Но ученый верил, что его усилия не напрасны. Мое единственное желание, писал он И. И. Шувалову в 1760 г. , состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы31. Мысль о том, что академические учебные заведения представляют собой главное дело и самое основание и начало к происхождению ученых россиян, обусловила все направление учебной деятельности Ломоносова.

Основным нововведением Ломоносова в области учебного дела было учреждение российских классов, т. е. циклов занятий по изучению русского языка и русской истории, чего, как справедливо подчеркивал ученый, с начала Гимназии до него не бывало . Введенные им уроки русского красноречия посещал И. И. Лепехин, ставший затем одним из лучших отечественных стилистов XVIII в. Ломоносов стремился расширить круг просветительской деятельности Академии наук путем привлечения к слушанию профессорских лекций большего числа молодежи. Так, он рекомендовал читать курс астрономии на русском языке, чтобы его могли посещать, кроме академических студентов, учащиеся Морской академии и Кадетского корпуса 33.

Многие предложения Ломоносова, особенно касающиеся демократизации учебного дела, не были осуществлены. По своей идейной направленности они были диаметрально противоположны как правительственным установкам, так и ориентации реакционного академического руководства. Русский ученый смело выступал за демократизацию Академии, отстаивал право на занятия наукой для всех сословий.

Огромное значение имели проекты Ломоносова, относящиеся к совершенствованию системы подготовки специалистов. Ломоносов считал одним из существенных недостатков Академического устава 1747 г. узаконение постоянного приглашения иностран

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Пять российских фильмов номинированы на «Европейский оскар»
Пять картин российского производства попали в лонг-лист 31-й премии Европейской киноакадемии.
Олег Меньшиков поставит в новом сезоне «Макбета»
В новом 93-м сезоне театра имени М.Н.Ермоловой Олег Меньшиков поставит "Макбета", также планируется премьера комедии "Слуга двух господ".
Новый «Шерлок Холмс» с Робертом Дауни — младшим выйдет в 2020 году
Роберт Дауни — младший рассказал о том, что он начал вести подготовку к роли Шерлока Холмса в третьей части популярной серии.
Редкие полотна из Третьяковской галереи представят в парке «Зарядье»
Картины из фондов Третьяковской галереи войдут в состав экспозиции «Изображая Россию», которая откроется в Выставочном зале медиацентра парка «Зарядье» 6 сентября.
Крис Хемсворт признал «Царство тьмы» неудачным продолжением «Тора»
В интервью журналу GQ Крис Хемсворт честно признался, что вторая часть трилогии о Торе, определенно, не удалась.
Эмир Кустурица и The No Smoking Orchestra выступят в Крыму
Эмир Кустурица, который не боится украинских санкций за посещение Крыма, выступит 22 августа на сцене ялтинского «Юбилейного» с коллективом The No Smoking Orchestra.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика