Став в 1757 г. советником
Академической канцелярии, Ломоносов особое внимание обратил на состояние
академических учебных заведений. В марте 1758 г. он возглавил учебную часть
Академии. Однако те большие надежды, которые он возлагал в связи с этим
назначением, оказались не вполне осуществимы. Педагогическая деятельность
ученого постоянно находилась под контролем как самого президента, так и других
членов Академической канцелярии. Демократические устремления смелого помора
были чужды большинству членов Академии и высокопоставленным вельможам. Поэтому
многие его радикальные предложения по улучшению учебной деятельности встречали
сопротивление со стороны реакционное настроенных правящих кругов России и
руководства
Академии. Но ученый верил, что его усилия не напрасны. Мое единственное
желание, писал он И. И. Шувалову в 1760 г. , состоит в том, чтобы привести
в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти
многочисленные Ломоносовы31. Мысль о том, что академические
учебные заведения представляют собой главное дело и самое основание и начало к
происхождению ученых россиян, обусловила все направление учебной деятельности
Ломоносова.
Основным
нововведением
Ломоносова в области учебного дела было учреждение российских
классов, т. е. циклов
занятий по изучению русского языка и русской истории, чего, как справедливо
подчеркивал ученый, с начала Гимназии до него не бывало . Введенные им уроки
русского красноречия посещал И. И. Лепехин, ставший затем одним из лучших
отечественных стилистов XVIII в. Ломоносов стремился расширить круг
просветительской
деятельности Академии наук путем привлечения к слушанию профессорских лекций
большего числа молодежи. Так, он рекомендовал читать курс астрономии на
русском языке, чтобы его могли посещать, кроме академических
студентов, учащиеся
Морской академии и Кадетского корпуса 33.
Многие
предложения Ломоносова, особенно
касающиеся демократизации учебного дела, не были осуществлены. По своей
идейной
направленности они были диаметрально противоположны как правительственным
установкам, так и ориентации реакционного академического руководства. Русский
ученый смело выступал за демократизацию Академии, отстаивал право на занятия
наукой для всех сословий.
Огромное значение
имели проекты
Ломоносова, относящиеся к совершенствованию системы подготовки
специалистов. Ломоносов
считал одним из существенных недостатков Академического устава 1747
г. узаконение
постоянного приглашения иностран