pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 144


Став в 1757 г. советником Академической канцелярии, Ломоносов особое внимание обратил на состояние академических учебных заведений. В марте 1758 г. он возглавил учебную часть Академии. Однако те большие надежды, которые он возлагал в связи с этим назначением, оказались не вполне осуществимы. Педагогическая деятельность ученого постоянно находилась под контролем как самого президента, так и других членов Академической канцелярии. Демократические устремления смелого помора были чужды большинству членов Академии и высокопоставленным вельможам. Поэтому многие его радикальные предложения по улучшению учебной деятельности встречали сопротивление со стороны реакционное настроенных правящих кругов России и руководства Академии. Но ученый верил, что его усилия не напрасны. Мое единственное желание, писал он И. И. Шувалову в 1760 г. , состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы31. Мысль о том, что академические учебные заведения представляют собой главное дело и самое основание и начало к происхождению ученых россиян, обусловила все направление учебной деятельности Ломоносова.

Основным нововведением Ломоносова в области учебного дела было учреждение российских классов, т. е. циклов занятий по изучению русского языка и русской истории, чего, как справедливо подчеркивал ученый, с начала Гимназии до него не бывало . Введенные им уроки русского красноречия посещал И. И. Лепехин, ставший затем одним из лучших отечественных стилистов XVIII в. Ломоносов стремился расширить круг просветительской деятельности Академии наук путем привлечения к слушанию профессорских лекций большего числа молодежи. Так, он рекомендовал читать курс астрономии на русском языке, чтобы его могли посещать, кроме академических студентов, учащиеся Морской академии и Кадетского корпуса 33.

Многие предложения Ломоносова, особенно касающиеся демократизации учебного дела, не были осуществлены. По своей идейной направленности они были диаметрально противоположны как правительственным установкам, так и ориентации реакционного академического руководства. Русский ученый смело выступал за демократизацию Академии, отстаивал право на занятия наукой для всех сословий.

Огромное значение имели проекты Ломоносова, относящиеся к совершенствованию системы подготовки специалистов. Ломоносов считал одним из существенных недостатков Академического устава 1747 г. узаконение постоянного приглашения иностран

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика