pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 145


них ученых. Замещение иностранцами ученых должностей в Петербургской академии он рассматривал как временную и вынужденную меру. Сию статью, указывал он, исполнять до времени, пока из природных россиян ученые умножатся и не будет нужды чужестранных выписывать .

Однако для администрации Академии было весьма удобно приглашать иностранных ученых по контрактам: по истечении срока от неугодных легко было освободиться. Поэтому академическое руководство всеми силами противилось увеличению числа русских ученых. Ломоносов недаром писал: Шумахер неоднократно так отзывался: я-де великую прошибу в политике своей сделал, что допустил Ломоносова в профессоры. И недавно зять его И. И. Тауберт. Авт. имения и дел и чуть не Академии наследник, отозвался в разговоре о произведении российских студентов: Разведи нам десять Ломоносовых надобно И один-де нам в тягость 35.

Для подготовки отечественных специалистов Ломоносов разработал последовательную систему, состоящую из трех ступеней: Гимназия, Университет, Академия. Первым этапом этой системы являлась Гимназия. Свое мнение о начальном и среднем образовании Ломоносов изложил в проекте устава Гимназии Петербургской академии, составленном им в 1758 г. По его определению, гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. . . молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам36. Он рассматривал гимназию и как фундамент университетского образования и как самостоятельное среднее учебное заведение. Ломоносов делил учащихся на две категории: обучающихся за казенный счет и за собственный. Именно первая категория учащихся, как наиболее заинтересованная в получении образования, должна была пополнять Университет. Казеннокоштные ученики, писал ученый, должны основательно проходить все школьное обучение, чтобы стать исправными студентами и приобрести возможность слушать высшие науки у университетских профессоров 37.

Главное место в подготовке ученых . Ломоносов отводил Университету. Высшая школа представлялась ему как автономное учреждение, имеющее свои научные и общественные права. Основной принцип организации университетов, по мнению Ломоносова, заключался в том, что при определении числа университетских кафедр, преподавателей и студентов нужно иметь в виду потребности страны. Этим он руководствовался при составлении проекта Московского университета в 1754 г. и при разработке основ Петербургского университета в начале 60-х годов.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика