них ученых. Замещение
иностранцами ученых должностей в Петербургской академии он рассматривал как
временную и вынужденную меру. Сию статью, указывал он, исполнять до времени,
пока из природных россиян ученые умножатся и не будет нужды чужестранных
выписывать .
Однако для
администрации
Академии было весьма удобно приглашать иностранных ученых по контрактам: по
истечении срока от неугодных легко было освободиться. Поэтому академическое
руководство всеми силами противилось увеличению числа русских ученых. Ломоносов
недаром писал: Шумахер неоднократно так отзывался: я-де великую прошибу в
политике своей сделал, что допустил Ломоносова в профессоры. И недавно зять
его И. И. Тауберт. Авт. имения и дел и чуть не Академии
наследник, отозвался в
разговоре о произведении российских студентов: Разведи нам десять Ломоносовых
надобно И один-де нам в тягость 35.
Для подготовки
отечественных
специалистов Ломоносов разработал последовательную систему, состоящую из трех
ступеней: Гимназия, Университет, Академия. Первым этапом этой системы
являлась Гимназия. Свое мнение о начальном и среднем образовании Ломоносов
изложил в проекте устава Гимназии Петербургской академии, составленном им в
1758 г. По его определению, гимназия является первой основой всех свободных
искусств и наук. . . молодые люди должны приучаться там к правильному образу
мышления и добрым нравам36. Он рассматривал гимназию и как
фундамент университетского образования и как самостоятельное среднее учебное
заведение. Ломоносов делил учащихся на две категории: обучающихся за казенный
счет и за собственный. Именно первая категория учащихся, как наиболее
заинтересованная
в получении образования, должна была пополнять Университет. Казеннокоштные
ученики, писал ученый, должны основательно проходить все школьное
обучение, чтобы
стать исправными студентами и приобрести возможность слушать высшие науки у
университетских профессоров 37.
Главное место в
подготовке
ученых . Ломоносов отводил Университету. Высшая школа представлялась ему как
автономное учреждение, имеющее свои научные и общественные права. Основной
принцип организации университетов, по мнению Ломоносова, заключался в
том, что
при определении числа университетских кафедр, преподавателей и студентов нужно
иметь в виду потребности страны. Этим он руководствовался при составлении
проекта Московского университета в 1754 г. и при разработке основ
Петербургского университета в начале 60-х годов.