мо
профессору, но и целой Ориентальной академии быть бы полезно 2.
В конце 50-х
годов в Записке о
необходимости преобразования Академии наук среди других организационных
мероприятий Ломоносов предлагает создать и Ориентальную академию. Но
отсутствие средств, научных кадров, а главное равнодушие правительственных
кругов отодвинули решение этого существенного для страны вопроса до начала XIX
в. , когда востоковедение утвердилось в Академии наук.
Осуществлению
Ломоносовской
идеи создания отечественного востоковедения способствовал С. Я. Шумовский. В
1804 г. он стал основателем и первым попечителем Казанского университета. По
его инициативе кафедру востоковедения в этом университете воз- гладил
X. Д. Френч,
который в 1817 г. был приглашен в Петербургскую академию наук и избран ее
действительным членом. В Академии он создал Азиатский музей и заложил основы
русской школы востоковедения.
В идеях
Ломоносова о создании
научных центров нашли свое отражение патриотизм ученого, его заинтересованность
в развитии отечественной науки. Но в условиях царского самодержавия
организация исследовательских учреждений была чрезвычайно редким
явлением. Многие
научные институты, в которых страна ощущала острую потребность, так и не были
созданы.
Научно-
организационная
деятельность Ломоносова была успешно продолжена его учениками и последователями.
Многие его новые и оригинальные идеи по организации науки явились программой
для отечественных ученых второй половины XVIII-начала XIX в. в их борьбе за
переустройство Петербургской академии, за совершенствование форм ее управления.
Последние годы
жизни
лава Ломоносова
росла вместе с
его новыми научными открытиями, с большим успехом его литературных
произведений.
Научные заслуги
русского
ученого получили признание не только в России, но и за рубежом. В апреле 1760
г. он был единогласно избран почетным членом Шведской академии наук. В
дипломе, выданном Ломоносову, отмечалось, что он, профессор химии, давно
уже преименитыми в ученом свете по знаниям заслугами славное приобрел имя,