Ученые XVII-XVIII вв. многое сделали, чтобы
связать абстрактную теорию атомного строения вещества, разработанную
мыслителями античного мира, с опытными данными нового
естествознания, относящимися
к свойствам видимых тел.
Естествознание
XVII-XVIII вв. по существу было механистическим.
Важнейшей наукой в то время считалась механика учение о механическом движении
материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между ними. Наряду с
механикой большое развитие получили тогда связанные с ней старейшие области
знания: математика и астрономия. Все явления природы рассматривались на основе
законов механики. Это относилось и к видимым макротелам и к предполагаемым
мельчайшим частицам материи атомам, которые также наделялись прежде всего
механическими свойствами.
Рассматривая
материю как
конгломерат мельчайших частиц, ученые по-разному объясняли характер их
взаимодействия. Р. Бойль и многие другие представляли поверхность атомов
усеянной зубцами и заостренными углами, мельчайшими петлями и
крючками, посредством
которых атомы сцепляются между собой. И. Ньютон и его последователи объясняли
взаимосвязь атомов механическими силами притяжения и отталкивания, возникающими
между ними.
Однако с помощью одних только
законов механики оказалось
невозможным убедительно подкрепить философскую идею атомного строения материи
выводами опытного естествознания. Для этого нужно было использовать
экспериментальные данные физики и особенно химии, которая в то время еще
переживала период своего становления как науки. Тем не менее механическое
естествознание и механистический материализм XVII-XVIII вв. представляли собой
большой
шаг вперед от средневековой схоластики и псевдонаучных воззрений и теорий к
прогрессивной
науке нового времени, оказывавшей все большее влияние на развитие техники и
производительных сил.
В XVII в. получила распространение
идеалистическая атомистика
Г. Лейбница, названная им монадологией. Понятие монады как элемента бытия
использовалось еще в философских системах античного мира. В идеалистической
философии Лейбница монады, из которых якобы состоит мир, наделяются
самостоятельными
духовными сущностями. По Лейбницу, монада первичная, простая и неделимая
живая единица, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад великое
множество, но их духовная природа исключает гармоническое взаимодействие
между
ними, которое
определяется лишь божественным предначертав