pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 205


Ученые XVII-XVIII вв. многое сделали, чтобы связать абстрактную теорию атомного строения вещества, разработанную мыслителями античного мира, с опытными данными нового естествознания, относящимися к свойствам видимых тел.

Естествознание XVII-XVIII вв. по существу было механистическим. Важнейшей наукой в то время считалась механика учение о механическом движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между ними. Наряду с механикой большое развитие получили тогда связанные с ней старейшие области знания: математика и астрономия. Все явления природы рассматривались на основе законов механики. Это относилось и к видимым макротелам и к предполагаемым мельчайшим частицам материи атомам, которые также наделялись прежде всего механическими свойствами.

Рассматривая материю как конгломерат мельчайших частиц, ученые по-разному объясняли характер их взаимодействия. Р. Бойль и многие другие представляли поверхность атомов усеянной зубцами и заостренными углами, мельчайшими петлями и крючками, посредством которых атомы сцепляются между собой. И. Ньютон и его последователи объясняли взаимосвязь атомов механическими силами притяжения и отталкивания, возникающими между ними.

Однако с помощью одних только законов механики оказалось невозможным убедительно подкрепить философскую идею атомного строения материи выводами опытного естествознания. Для этого нужно было использовать экспериментальные данные физики и особенно химии, которая в то время еще переживала период своего становления как науки. Тем не менее механическое естествознание и механистический материализм XVII-XVIII вв. представляли собой большой шаг вперед от средневековой схоластики и псевдонаучных воззрений и теорий к прогрессивной науке нового времени, оказывавшей все большее влияние на развитие техники и производительных сил.

В XVII в. получила распространение идеалистическая атомистика Г. Лейбница, названная им монадологией. Понятие монады как элемента бытия использовалось еще в философских системах античного мира. В идеалистической философии Лейбница монады, из которых якобы состоит мир, наделяются самостоятельными духовными сущностями. По Лейбницу, монада первичная, простая и неделимая живая единица, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад великое множество, но их духовная природа исключает гармоническое взаимодействие между

ними, которое определяется лишь божественным предначертав

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика