Ответственный
редактор
член-корреспондент АН СССР П. Н. БЕРКОВ
Светлой памяти ГРИГОРИЯ
АЛЕКСАНДРОВИЧА БУКОВСКОГО
ОТ АВТОРА
Двухвековая
традиция русской
общественной мысли утвердила в нашем сознании образ Ломоносова как зачинателя
новой русской поэзии и создателя стиля высокой поэзии гражданственного лиризма.
В советской науке, в работах
Г. А. Буковского, Ю. Н. Тынянова, П. Н. Баркава,
Д. Д. Благого и др. , много сделано для изучения Ломоносовского
поэтического стиля, для определения общего характера Ломоносовской поэзии и
места ее в литературной борьбе его времени.
Современное состояние наших
знаний литературного движения эпохи Ломоносова поставило в порядок дня задачу
дальнейшего конкретно-исторического изучения Ломоносовского поэтического
творчества и его индивидуального поэтического стиля, в котором с особенной
силой сказались общие закономерности развития художественного сознания его
времени. Пути такого исследования многообразны, сложность Ломоносовской
поэзии заставляет усомниться в некоторых наших привычных представлениях о месте
Ломоносова среди литературных направлений эпохи, о роли его в формировании
русского классицизма, об его отношении к поэзии барокко и т. д. Только
конкретное историко-литературное исследование поэзии Ломоносова может в итоге
дать ответ на те еще не решенные вопросы, перед которыми стоит сегодня история
русской поэзии XVIII в.
В
настоящей работе поэтический
стиль Ломоносова рассматривается в сопоставлении с основными явлениями идейной
жизни и идеологической борьбы в русском обществе и литературе. Такое
сопоставление поэзии Ломоносова с общим ходом развития национального
самосознания и даст возможность подойти к конкретному разрешению тех
споров, которые
ведутся и долго еще будут вестись вокруг наследия нашего первого лирика, говоря
словами Пушкина.
Понятие поэтического стиля одно
из самых неразработанных в нашей науке. Поэтому приступая к конкретному анализу
частной темы к исследованию принципов поэтического стиля
Ломоносова, необходимо,
хотя бы условно, определить предмет