С поспешностью теки, весну ты
возврати, И ту веселость с
нею. . . и
Символика весны зимы как
обозначение смены двух эпох политической жизни удержалась в русской поэзии
надолго. Так, например, смерть Павла и вступление на престол Александра I
Карамзин и Державин приветствовали в очень сходных выражениях:12
России
император новый На троне
будь благословен. Сердца пылать тобой готовы; Надеждой дух наш оживлен. Так
милая весны явленье С собой приносит нам
забвенье Всех мрачных ужасов зимы.
Карамзин. Александру I на
восшествие на престол, 1801
Век новый Царь
младой прекрасный
Пришел днесь к нам весны стезей Умолк рев Норда сиповатый, Закрылся
грозный, страшный
взгляд.
Державин. На восшествие на
престол Александра I, 1801
Пафос Ломоносовской оды в
выражении субстанционального в явлениях, а не
случайного, преходящего, мимолетного.
Ода не ловит мгновенные впечатления бытия, а предписывает жизни пути и формы
реализации истины, глашатаем которой выступает поэт.
Ода имеет значение как
целостный художественный организм, в котором отдельные стороны, строки и
слова
167
получают
новые, конкретные
значения именно внутри данной оды. Исследователь лексики Ломоносовских
од13 приводит
много примеров слов, употреблявшихся поэтом в таких значениях, которые давно
уже утрачены не только живым, но и литературным языком. Особенно любопытны
подборки примеров употребления в разных значениях Ломоносова таких слов, как
слух, совершенство, совет, ужас,
честь и
др.
Вот некоторые из примеров употребления слова
слух:
Внушив рыданий наших слух Верхи
парнасские восстонали
Ее
великолепной славой
Вселенной переполнен слух
Когда при шуме сладкострунном
Поющих муз твой слух звучите
Здесь собраны
разные оттенки
значения этого слова слух оттенки настолько индивидуальные, Ломоносовские, что
соответствия им найти у кого-либо другого очень трудно.
Слово, как и любой другой
компонент оды, получило у Ломоносова значение, определенное общей
художественной идеей оды. Всякие попытки частного толкования могут привести к
потере смысловой перспективы.
В
оде 1748 г. комментирование
по частям привело к тому, что исчезла из поля зрения исследователей главная
ее тема, ее поэтическая мысль. В других одах желание