serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 104


комментаторов привязать данную строку непременно к какому-либо определенному событию упростило смысл Ломоносовского стиха. Объяснение не покрывает значительной доли смыслов того или иного поэтического оборота. К первой строке15 восьмой строфы оды 1757 г. нам

168

предлагают следующее объяснение: Вероятно, намек на Англию, которая, несмотря на союз с Россией, заключила без ее ведома союз с Пруссией. 16

Какова вероятность такого объяснения Нарушение союзных отношений между государствами является у Ломоносова в этих строках лишь следствием, а не причиной военных событий семилетней войны. Первопричина это желание навернуть узы, т. е. подчинить себе, завоевать другие государства. Ломоносов имел в виду все формы нарушения присяжных союзов, которых так много было сделано уже в первые годы этой войны. Но дело не в этом несоответствии комментария с логическим смыслом строфы; приведенное выше объяснение в сущности затемняет смысл данной строки, превращает ее из определенного выражения поэтической идеи всей оды пламенного протеста Ломоносова против захватнических планов и действий прусской военщины в простую зарифмовку газетных сообщений.

К сожалению, в наших опытах комментирования Ломоносова мы невольно исходим из опыта поэзии XIX в. , особенно пушкинской эпохи, когда принцип двуплановости стал конструктивной основой построения стиля и стиха.

Памятен спор между В. Шкловским и Б. Томашевским17 по поводу восьмой строфы Пушкинской Вольности:

Самовластительный злодей Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радости вижу, Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле.

 

Спорили они именно о том, кого следует понимать под самовластительным злодеем Александра I или Наполеона Разноголосица мнений по этому вопросу сохраняется до самого последнего времени. В изучении Вольности и ее общественно-политической программы включился очень интересно работающий историк В. В. Пугачев.

169

По поводу строфы о самовластительном злодее В. В. Пугачеву принадлежит особое мнение. Он пишет: Эти пламенные строки говорят о деспотизме вообще, об обобщенном образе деспотизма. Б. В. Томашевский доказал, что Пушкин вовсе не относил характеристику деспота к Александру I. Мы полностью согласны с этим. Но никак нельзя согласиться с мнением Б. В. Томашевского, будто речь идет о Наполеоне. Стоило ли в конце 1817 года посвящать обличению Наполеона, давно пребывавшего в ссылке на острове Святой Елены, самые гневные строки оды Вольность пропагандистское стихотворение. Думается, что к концу 1817 года гораздо важнее было пропагандировать ненависть ко всякому деспотизму, чем к наполеоновскому. Между тем если принять гипотезу Б. В. Томашевского, то окажется, что в пушкинской оде нет ни одной строфы, разоблачающей деспотизм как таковой. Непонятным окажется и переход в следующей строфе к описанию последствий правления другого тирана Павла I. 18

Самая возможность разнообразных и неогласимых объяснений отдельных мест и целых стихотворений Пушкина была указана еще Ю. Н. Тыняновым: Слово не имеет. . . у Пушкина одного предметного значения, а является как бы колебанием между двумя и многими. Оно многосмысленно. . . Семантика Пушкина двупланна, свободна от

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Группа Aerosmith исполнила в Москве песню в поддержку Манчестера
Американская рок-группа Aerosmith на прощальном концерте в Москве исполнила песню Dream On в поддержку пострадавших в результате теракта на «Манчестер Арене», где погибли 22 человека, 59 находятся в больницах.
В Канне почтили минутой молчания память жертв теракта в Манчестере
Актеры, режиссеры и организаторы Каннского кинофестиваля вышли на ступени Дворца фестивалей, чтобы почтить минутой молчания память жертв теракта в Манчестере.
Кинокритик: В Каннах картина Звягинцева обогнала даже фильм Ханеке
Главные премьеры юбилейного Каннского кинофестиваля, который проходит на Лазурном берегу Франции в 70-й раз уже состоялись. Специальный корреспондент НСН в Каннах, кинокритик Марина Латышева рассказала о самых интересных из них, а также главных ожиданиях от последних дней фестивальных показов.
Фильм Звягинцева возглавил рейтинг кинокритиков Каннского фестиваля
Новый фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь» стал лидером в рейтинге кинокритиков, работающих на международном Каннском кинофестивале. Рейтинг кинолент основного конкурса киносмотра приводит журнал Screen.
Найк Борзов раскрыл тайну своего хобби
Известный рок-музыкант Найк Борзов признался в том, что давно увлекается живописью и пишет картины. Как сообщают СМИ, Борзов заявил, что часто бывает на выставках картин, а с помощью рисования пытается расслабиться и отрешиться от происходящего.
В Москве открывается выставка Антонио Гауди
В московском Музее современного искусства открывается выставка известного испанского архитектора Антонио Гауди.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика