serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 104


комментаторов привязать данную строку непременно к какому-либо определенному событию упростило смысл Ломоносовского стиха. Объяснение не покрывает значительной доли смыслов того или иного поэтического оборота. К первой строке15 восьмой строфы оды 1757 г. нам

168

предлагают следующее объяснение: Вероятно, намек на Англию, которая, несмотря на союз с Россией, заключила без ее ведома союз с Пруссией. 16

Какова вероятность такого объяснения Нарушение союзных отношений между государствами является у Ломоносова в этих строках лишь следствием, а не причиной военных событий семилетней войны. Первопричина это желание навернуть узы, т. е. подчинить себе, завоевать другие государства. Ломоносов имел в виду все формы нарушения присяжных союзов, которых так много было сделано уже в первые годы этой войны. Но дело не в этом несоответствии комментария с логическим смыслом строфы; приведенное выше объяснение в сущности затемняет смысл данной строки, превращает ее из определенного выражения поэтической идеи всей оды пламенного протеста Ломоносова против захватнических планов и действий прусской военщины в простую зарифмовку газетных сообщений.

К сожалению, в наших опытах комментирования Ломоносова мы невольно исходим из опыта поэзии XIX в. , особенно пушкинской эпохи, когда принцип двуплановости стал конструктивной основой построения стиля и стиха.

Памятен спор между В. Шкловским и Б. Томашевским17 по поводу восьмой строфы Пушкинской Вольности:

Самовластительный злодей Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радости вижу, Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле.

 

Спорили они именно о том, кого следует понимать под самовластительным злодеем Александра I или Наполеона Разноголосица мнений по этому вопросу сохраняется до самого последнего времени. В изучении Вольности и ее общественно-политической программы включился очень интересно работающий историк В. В. Пугачев.

169

По поводу строфы о самовластительном злодее В. В. Пугачеву принадлежит особое мнение. Он пишет: Эти пламенные строки говорят о деспотизме вообще, об обобщенном образе деспотизма. Б. В. Томашевский доказал, что Пушкин вовсе не относил характеристику деспота к Александру I. Мы полностью согласны с этим. Но никак нельзя согласиться с мнением Б. В. Томашевского, будто речь идет о Наполеоне. Стоило ли в конце 1817 года посвящать обличению Наполеона, давно пребывавшего в ссылке на острове Святой Елены, самые гневные строки оды Вольность пропагандистское стихотворение. Думается, что к концу 1817 года гораздо важнее было пропагандировать ненависть ко всякому деспотизму, чем к наполеоновскому. Между тем если принять гипотезу Б. В. Томашевского, то окажется, что в пушкинской оде нет ни одной строфы, разоблачающей деспотизм как таковой. Непонятным окажется и переход в следующей строфе к описанию последствий правления другого тирана Павла I. 18

Самая возможность разнообразных и неогласимых объяснений отдельных мест и целых стихотворений Пушкина была указана еще Ю. Н. Тыняновым: Слово не имеет. . . у Пушкина одного предметного значения, а является как бы колебанием между двумя и многими. Оно многосмысленно. . . Семантика Пушкина двупланна, свободна от

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Лещенко пристыдил Галкина за пародию на себя
Народный артист РСФСР Лев Лещенко в эфире программы «Сегодня вечером» отчитал ее ведущего, пародиста Максима Галкина.
Актер из «Реальных пацанов» снялся в рекламе интернет-казино
Казино, которое рекламируется в клипе, уже обрело популярность. Не так давно в рекламе снялся Витя АК-47, ролик быстро стал "вирусным".
В Испании пройдут гастроли театра балета Бориса Эйфмана
Гастроли продлятся с 17 по 23 декабря. В Барселоне российскую труппу примет именитый театр Лисео.
В «Новом Иерусалиме» открылась выставка печатной графики Пикассо
17 декабря в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» открылась выставка, посвященная печатной графике Пабло Пикассо.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика