Да не прогневаются эти невежи, но
мне наплевать на них, тем более, что они люди очень незначительные. .
. З.
Не входя в детали этой
любопытной переписки, нужно все же отметить, что и в следующем письме
Тредиаковский
касался успеха Езды в остров любви:
Подлинно могу сказать, что
книга моя вошла здесь в моду, и к несчастию, или скорее к счастий, и я сам
вместе с ней. Клянусь, милостивый государь, не знаю, что мне делать; меня
повсюду разыскивают, везде-спрашивают у лепя мою книгу; когда же я
говорю, что
у меня ее вовсе нет, они обижаются в такой степени, что я боюсь вызвать их
неудовольствие. 9
Итак, Езда в остров любви была
первой книгой в русской литературе, создавшей сенсацию и вызвавшей живой а
сочувственный интерес как себе, так и своему автору. Круг социального
воздействия книги Тредиаковского был отчетливо-очерчен в приведенной выше
характеристике отношения к Езде придворных и духовенства.
Но в этой характеристике
восприятия современными читателями книги Тредиаковского следует отметить еще
одно именно указание на наличие какой-то группы читателей, которая не только
отнеслась положительно к съезде в остров любви, но даже приветствовала ее
появление стихами. Если вспомнить, что и Феофан Прокопович, и
кн. А. Д. Кантемир
находились в это время в Москве, возникает предположение, едва ли
безосновательное, что именно из этого кружка и исходили стихи, о которых писал
Тредиаковский
Шумахеру.
О поэтических группировках
конца 20-х, начала 30-х годов XVIII в. сохранилось очень немного сведений. В
общем, картина представляется в следующем виде. Основной контингент поэтов
этого времени составляли лица духовного звания, большей частью преподаватели
Московской Славяно-греколатинской академии, Харьковского коллегиума и ряда
провинциальных семинарий. Эти поэты из духовенства строго придерживались теории
поэзии, изложенной
Мелетиевы Смотрицкимв его Грамматики славенския правилном синтагме 1619; первое
русское
издание 1648, второе 1721. К этой же группе поэтов принадлежал в известной
мере и кн. А. Кантемир, по крайней мере, по формальным приемам.
Вторая группировка поэтов этой
эпохи была, связана с Академией Наук. Поэты эти не
были оригинальны. Это была