В соответствии с мыслью
Ломоносова о том, что язык, которым российская держава великой части света
повелевает, по ее могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем
ни единому европейскому языку не уступает, ; 5 Сумароков пишет:
Язык наш сладок, чист и пышен и богат. 36
Другую эпистолу О стихотворстве
он оканчивает стихом, содержащим ту же идею:
Прекрасный
наш язык способен ко всему. 37
Ему
кажется
мысль сия дика, Что не имеем
мы богатства языка. 38
Наконец, от Ломоносова идет и
следующая концепция Сумарокова:
Сердись, что мало книг у нас, и делай пеки: Когда книг
русских,
нет, за кем уйти в степени
Имеем сверь того духовных много
книг
Кто винен в том, что ты
Псалтыри не постиг,
И бегучи по ней, как в быстром море судно,
С конца в конец раз сто промчался
безрассудно,
Коль аще, точи обычай потребил,
Кто нудит, чтоб ты их опять в
язык вводил.
А что из старины поныне неотменло.
То может быть тобой повсюду положено.
3
Не вдаваясь в подробное
рассмотрение взглядов Ломоносова на роль славянского элемента в развитии
русского литературного языка, так как подробнее об этом будет сказано
ниже, сейчас
достаточно привести конец 123 Краткого руководства к риторике:
Стараться должно, чтобы при
важности и великолепии своем слово было каждому понятно и вразумительно. И для
того надлежит убегать старых и неупотребительных славенских речений, которых
народ не разумеет, но притом не оставлять оных, которые хотя в простых
разговорах неупотребительны, однако, ознаменование их народу известно.
40
Конечно, приведенным
сопоставлениями не доказывается, что Сумароков во всех этих вопросах зависел
от Ломоносова; но это и не нужно: гораздо важнее показать несомненную близость
воззрений обоих поэтов в течение сороковых годов XVIII в.