Сумароков же был яростным
противником насаждения промышленности в России: с В моде ныне суконные
заводы; но
полезны ли они земледелию. Бее только суконные дворянские заводы, но и самые
Лионские шелковые тканин, по мнению отличных рас-смотрителей Франции, меньше
земледелия обогащения приносят. А Россия паче всего на земледелие уповали
должна, имея пространные поля, а по пространству земли не весьма довольно
поселян, хотя в некоторых местах и со излишеством многонародна. Тамо полезны
заводы, где мало земли, и много крестьян. Б
Если вчитаться в эту
аргументацию, ее средне-дворянский, аграрный характер делается совершенно
очевидным: Сумароков выражал в отчетливой форме то, что более или менее ясно
сознавало среднее помещичье дворянство как свой классовый интерес.
Позиция же Ломоносова в этом
вопросе была достаточно определенной еще в сороковые годы; его гимны в честь
торговли и промышленности не были просто заказанным вдохновением, а вытекали
из его политико-экономических воззрений, продиктовавших ему на склоне лет
знаменитую записку о размножении российского народа. Таким образом, ориентация
Ломоносова на Шуваловых не была случайностью, а вытекала из самой сути его
социальной программы.
Но все это определилось к
началу пятидесятых годов. В сороковые же годы и Ломоносов и Сумароков в
одинаковой мере являлись идеологическими рупорами чиновничьи-дворянского
государства, выразителями того, что Сталин называет национальным государством
помещиков и торговцев.
Для иллюстрации пвдифференцированностн дворянства в конце
сороковых
годов XVIII в, характерен следующий факт: Н. И. Панин, будущий вождь
среднего, поместного дворянства в екатерининскую эпоху, писал в 1743 г. из
Стокгольма гр. М. И. Воронцову:
Ваше сиятельство сообщением оды
сочинения господина Ломоносова меня чувствительно одолжить изволили. Есть чем,
милостивый государь, в нынешнее время наше отечество поздравить, знатной
того опыт оная ода в себе содержит. По моему слабому мнению, сочините левы
мысли с стихотворением т. е. с поэтическими средствами равным ступенями в ней
идут и едва лан одно перед другими предпочесть возможно. 8