денном только что суждении. Две
риторики Ломоносова 1744 и 1748 сыграли в свое время большую роль. В условиях
дворянского
государства, использовавшего среди прочих средств идеологического воздействия
на подданных также и ораторское искусство церковная проповедь, светская
речь, панегирик,
академическое слово п. т. д. , Риторика Ломоносова, первая не на латыни, а
на русском языке, к тому же печатная, то есть обращенная не к узкому кругу
цеховых ученых, главным образом Ир духовенства, а к широкому светскому
читателю,
представляла факт, включавшийся в политику российского абсолютизма, который
Ломоносов
воспринимал, или, по крайней мере, хотел воспринять как абсолютизм
просвещенный.
Риторика 1748 г, была
неоднократно переиздаваема как при жизни Ломоносова, так и после его
смерти. Таким
образом, теоретик-Ломоносов был не менее важен, чей Ломоносов-
практик. Вообще,
литературно-теоретические взгляды Ломоно-сога имели большое влияние на
развитие русской литературы. При этой влияние это было двоякое: прямое и
негативное. Ломоносов вызвал к жизни ряд последователей Поповский, В. Петров,
63 и др. По в еще большей мере вызвал Ломоносов оппозицию своему
направлению. В сущности, все десятилетие с 1750 по 1760 г. и даже
несколько позднее было в сфере литературной заполнено борьбой средне-дворянских
поэтов с литературными воззрениями и иллюстрирующей их практикой Ломоносова.
64
Рассмотрение этой полемики составит содержание следующих глав. А сейчас, для
того чтобы предстоящий анализу материал был более пни я ген, необходимо
обратиться к рассмотрению литературных воззрений Ломоносова
Система литературных воззрений
сложилась у Ломоносова идо влиянием трех элементов: 1 школьных занятий пиитикой
и риторикой; 2 изучения античных теоретиков литературы
Аристотеля, Горация, Бвннтилиана
и др. ; 3 основательного Знакомства с новыми европейскими работами
аналогичного содержания Бухало, Готшед и др. . Поскольку основой для
теоретических работ, включенных в первый и третий разделы, являлись Искусство
поэзии De arte poetica Горация и другие произведения
античных авторов, постольку можно считать, что источники
теоретико-литературных воззрений Ломоносова в общем были единообразны и
выдержаны. Однако, но существу на те же материалы опирались и остальные наши
писатели XVIII века,