berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 81


денном только что суждении. Две риторики Ломоносова 1744 и 1748 сыграли в свое время большую роль. В условиях дворянского государства, использовавшего среди прочих средств идеологического воздействия на подданных также и ораторское искусство церковная проповедь, светская речь, панегирик, академическое слово п. т. д. , Риторика Ломоносова, первая не на латыни, а на русском языке, к тому же печатная, то есть обращенная не к узкому кругу цеховых ученых, главным образом Ир духовенства, а к широкому светскому читателю, представляла факт, включавшийся в политику российского абсолютизма, который Ломоносов воспринимал, или, по крайней мере, хотел воспринять как абсолютизм просвещенный.

Риторика 1748 г, была неоднократно переиздаваема как при жизни Ломоносова, так и после его смерти. Таким образом, теоретик-Ломоносов был не менее важен, чей Ломоносов- практик. Вообще, литературно-теоретические взгляды Ломоно-сога имели большое влияние на развитие русской литературы. При этой влияние это было двоякое: прямое и негативное. Ломоносов вызвал к жизни ряд последователей Поповский, В. Петров, 63 и др. По в еще большей мере вызвал Ломоносов оппозицию своему направлению. В сущности, все десятилетие с 1750 по 1760 г. и даже несколько позднее было в сфере литературной заполнено борьбой средне-дворянских поэтов с литературными воззрениями и иллюстрирующей их практикой Ломоносова. 64 Рассмотрение этой полемики составит содержание следующих глав. А сейчас, для того чтобы предстоящий анализу материал был более пни я ген, необходимо обратиться к рассмотрению литературных воззрений Ломоносова

Система литературных воззрений сложилась у Ломоносова идо влиянием трех элементов: 1 школьных занятий пиитикой и риторикой; 2 изучения античных теоретиков литературы Аристотеля, Горация, Бвннтилиана и др. ; 3 основательного Знакомства с новыми европейскими работами аналогичного содержания Бухало, Готшед и др. . Поскольку основой для теоретических работ, включенных в первый и третий разделы, являлись Искусство поэзии De arte poetica Горация и другие произведения античных авторов, постольку можно считать, что источники теоретико-литературных воззрений Ломоносова в общем были единообразны и выдержаны. Однако, но существу на те же материалы опирались и остальные наши писатели XVIII века,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика