berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 102


Во-первых, если даже принять, что борьба эта протекала внутри одного класса, то нельзя забывать, что во время всякой внутриклассовой борьбы одна какая-либо сторона выражает подлинные интересы всего своего класса, а другие находятся под влиянием иноклассовых, враждебных данному классу, группировок, являясь проводником чуждых интересов.

Во-вторых, необходимо помнить, что в 30-е годы XVIII в. , при Анне Ивановне, несмотря на переворот, произведенный якобы шляхетством во имя собственных интересов, продолжала сохранять политическое значение прежняя коалиция крупного землевладения и владельцев торгового капитала М. Н. Покровский. 19

Наконец, в-третьих, русское дворянство, в сороковые-пятидесятые годы XVIII в. укреплявшее свои позиции и создавшее ту систему которую М. Н. Покровский называл новым феодализмом 20, все же было не совершенно монолитно: вельможные господа Шуваловы, Воронцовы, Строгановы, не даром вызывали озлобленные нападки средне-дворянских идеологов кн. М. М. Щербатов, Сумароков и др. из тактических соображений они создавали дворянский капитализм, поддерживали обрабатывающую промышленность, развивали крепостную мануфактуру, а все это шло в разрез с интересами среднего дворянства, аграрного и малоденежного.

Если иметь все это в виду, станет попятно, что каждый из трех писателей, о которых шла выше и будет в дальнейшем идти речь, был связан с отдельными из охарактеризованных политических группировок и в своем творчестве отражал их взаимоотношения.

В самом деле, разночинец Тредиаковский, модный писатель аннинского времени, официальный одописец, был, несмотря на все августейшие оплеушины и прочие уродства эпохи, все-таки выразителем идеологической позиции правящего слоя верховных господ царствования Анны Ивановны. Пресловутая расправа с ним Волынского была не просто отвратительным актом самодурства и выражения презрения к личности злосчастного пииты. Дело в том, что, избивая Тредиаковского, Волынский мотивировал свое поведение не тем, что пиита не приготовил виршей к дурашкой свадьбе, а, наоборот, тем, что Тредиаковский сочинял песенки, затем Волынский снопа угрожал ему: ужели-де впредь станешь сочинять песни, то-да

i

V

 

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика