Во-первых, если даже принять, что
борьба эта протекала внутри одного класса, то нельзя забывать, что во время
всякой внутриклассовой борьбы одна какая-либо сторона выражает подлинные
интересы всего своего класса, а другие находятся под влиянием
иноклассовых, враждебных
данному классу, группировок, являясь проводником чуждых интересов.
Во-вторых, необходимо помнить,
что в 30-е годы XVIII в. , при Анне Ивановне, несмотря на
переворот, произведенный
якобы шляхетством во имя собственных интересов, продолжала сохранять
политическое значение прежняя коалиция крупного землевладения и владельцев
торгового капитала М. Н. Покровский. 19
Наконец, в-третьих, русское
дворянство, в сороковые-пятидесятые годы XVIII в. укреплявшее свои позиции и
создавшее ту систему которую М. Н. Покровский называл новым феодализмом
20, все
же было не совершенно монолитно: вельможные господа
Шуваловы, Воронцовы, Строгановы,
не даром вызывали озлобленные нападки средне-дворянских идеологов
кн. М. М. Щербатов,
Сумароков и др. из тактических соображений они создавали дворянский
капитализм, поддерживали обрабатывающую промышленность, развивали крепостную
мануфактуру, а все это шло в разрез с интересами среднего
дворянства, аграрного
и малоденежного.
Если иметь все это в виду, станет
попятно, что каждый из трех писателей, о которых шла выше и будет в
дальнейшем идти речь, был связан с отдельными из охарактеризованных
политических группировок и в своем творчестве отражал их взаимоотношения.
В самом деле, разночинец Тредиаковский,
модный писатель аннинского времени, официальный одописец, был, несмотря на
все августейшие оплеушины и прочие уродства эпохи, все-таки выразителем
идеологической позиции правящего слоя верховных господ царствования Анны
Ивановны. Пресловутая расправа с ним Волынского была не просто отвратительным
актом самодурства и выражения презрения к личности злосчастного пииты. Дело в
том, что, избивая Тредиаковского, Волынский мотивировал свое поведение не
тем, что пиита не приготовил виршей к дурашкой
свадьбе, а, наоборот, тем, что
Тредиаковский сочинял песенки, затем Волынский снопа угрожал ему: ужели-де
впредь станешь сочинять песни, то-да
i
V