В центре поленики стоит Сатира на
петиметра и кокеток Елагина. Касаясь злободневного, по-видимому, в то время
вопроса о петиметерстве, сатира Елагина включалась в целую серию аналогичных
литературных произведении. Так, например, в ту же самую эпоху была написана
анонимная эпиграмма На петиметра:
Глаферт природою и счастьем
одарен, Дворянства своего считает сто колен. Богатству нет числа; был десять
лет в Париже;
Науки все прошел, уклонностью всех ниже; Пригожество ж в нем равно высокому
уму. А добра совесть есть вот на что в ней ему63
В комедии Третейной судЧудовищи
1750 Сумароков выводит петиметра Дюдижа; под тем же именем осмеивается
петиметр в Ссоре мужа с женою Пустой ссоре
, относящейся в тому
же времени. 63 Для более поздней эпохи, для конца 60-х и 7080 гг. ,
сатирическая трактовка щеголей и щеголих делается обычной и важной темой
журналистики. Анализируя
типы петиметров в романе
XVIII в. , В. В. Сиповский
отмечает количественную незначительность подобных изображений и приходит к
следующему выводу: Не
есть вт. этот факт лучшее доказательство того, что сатирики-
журналисты, выдвигавшие
эти типы на первое место, грешили несколько против правды русской
жизниони, очевидно,
слишком усердно повторяли образы, взятые из чужой, иноземной
сатиры. То, что
было типичным, например, для Германии, то у нас было, вероятно, лишь
явлением
случайный, нетипичным. . . 84
С этим взглядом едва ли можно
согласиться и принципиально и но существу. В самом деле, только что
цитированное мнение Б. В. Сиповского, одного из основательных знатоков
литературы XVIH в. , в определенном смысле типично для всего прежнего
литературоведения, подходившего к литературе XVIII в. как абстрактной и
оторванной от жизни. Сам В. Б. Сиповский, много поработавший над
доказательством близости литературы к жизни XVIII в. н. пользовавшийся для
этой цели мемуарными высказываниями современников, шел по линии
непосредственных сопоставлений. Но надо иметь в виду, что отражение жизни в
литературе XVIII в. было
значительно сложнее, чем это представлялось литературоведам дореволюционной
эпохи. Не находя большого числа высказываний о щеголях и щеголихах как в
роыа