современный писателем, а, во-вторых,
насмешками над Ломоносовым: похвала Сумарокову, выраженная в начальных и
конечных стихах сатиры Елагина, задела за живое все авторские
самолюбия, которые
в тот век были слишком щекотливы и требовательны до смешного. Спор о том, кого
следует признать первым из современных русских писателей, сильно Занимал этих
последних; занимал их непосредственно более, чем самую публику, не
отличавшуюся особенным пристрастием к литературе. Прошедшее столетие оставило
нам довольно анекдотических рассказов о распрях между Сумароковым, Ломоносовым,
Третьяковским и Берковым, в которых их легко оскорбляющаяся авторская
гордость играла едва ли не самую-видную роль. Очень естественно, что при таких
неприязненных
отношениях писателей между собою, при этой постоянно возбужденной и тревожной
чуткости их самолюбий, всякая, даже самая скромная и незатейливая, похвала
одному из соперников раздражала всех других; громкое же прославление одного из
литераторов считалось всеми остальными едва ли не личным оскорблением. И вот
почему на Елагина, за его похвалы Сумарокову, со всех сторон посыпались самые
ожесточенные Эпиграммы и разного рода бранчивые послания. 18
Едва ли можно было более
предвзято оценить подобную полемику, чем сделал это в только что приведенной
цитате А. Н.
Афанасьев.
Конечно, Ломоносов был задет насмешками над рифмами
Индия Россия, 19
но суть поленики состояла не в этом. В основном она пошла по линии защиты пети-
метерства
от несправедливых якобы нападок Елагина. В своем стихотворном ответе
Елагину, о
прозаических будет сказано особо, Ломоносов начал именно с принципиального
возражения:
Златой Mia дых людей и беспечальной век Кто хочет
огорчить, тот сам не
человек. 8
Для Ломоносова, s клиента Шуваловых и Воронцовых,
петиметерство не есть социальный порок, как его оценивают средне-дворянские
поэты, а лишь златой младых людей и беспечальной век, пора, предшествующая
серьезной государственной деятельности, полной а печалей и
обязанностей. Поэтому
всякий, кто покушается омрачить, огорчить этот златой век, тот сам не
человек. Позицию Елагина-Балабана балабан увалень, .