зам, корректуру держал не сам
Ломоносов, а, вероятно, Миллер или кто-либо из корректоров Академии Наук, и
этим можно объяснить своеобразие орфографии отмеченных слон.
Обращаясь к третьему разделу доказательств
принадлежности Рассуждения Ломоносову к доказательствам
биографическим, достаточно
остановиться на одном пункте. Автор Рассуждения, по-видимому, очень недурно
знал теорию искусств, в особенности живописи и музыки. Onf
например, очень уместно
приводит сопоставления поэзии с живописью и музыкой, Все мы глядим, пишет он,
с удивлением на картину, когда видим на ней натуру или страсть человеческую.
Но те, которые притом видят растворение красок, смелость кисти
живописной, соединение
теней с светом, регулярную пропорцию в своей перспективе, смяхчение в дальних
объектах же света н. тени, двойное увеселение чувствуют. Приятная музыка
многих
услаждает, но несравненно те ею веселятся, которые правильную гармонию тонов
целых и половинных, их дигрессию и резолюцию чувствуют. Одни веселятся потому,
что вкус и охоту имеют к жнвописству и музыке, другие вкусу и охоте
присоединяют знание и науку. Так равномерно делается и с красноречием, так н.
с стихотворством. Ср. также далее: Так как незнающему композиции музыкальной,
когда секунда и т. д. .
Интерес же Ломоносова, автора Слова о происхождении
света, новую теорию о цветах представляющего ,
к вопросам теории красок и звука достаточно известен.
Но об авторе Рассуждения можно сказать больше, нежели
только то, что он недурно знал теорию искусств музыки и живописи. Он был
исключительно осведомлен о всей совокупности проблем физики, как
свидетельствует следующий отрывок из Рассуждения: Представим себе человека
острого разума, памяти и проницательства; дадим ему склонность
натуральную, чтобы он паче
всех других наук любил Физику, в ней свою забаву и упражнение находил. Но
когда
он не изучен потребных к тому оснований, а именно: не искусен в Математике, в
Химии, в истории натуральной, не знает
правил Механических, Гидравлических и проч. , то каким образом поступать, он
может в исследовании натуры, то есть свойства и соединения тел, в исчислении
меры и веса, тягости и упругости воздуха и всех твердых и жидких тел, а из
того заключать силы