образования, показал глубокое
понимание социально-воспитательной роли литературы и науки, развил программу
подготовки писателя, столько же продуманную и основательна Ю., сколько и
малоариемлемую
для портов-дилетантов из рядов среднего дворянства.
Наоборот, его противники не
сумели подняться на такую же принципиальную высоту и ограничились несерьезным
теоретизированием Теплов или колкостями сомнительной ценности.
Но на этом полемика 1755 г. не
закончилась. В статье О качествах стихотворца рассуждение Ломоносов почти
неприкрыто высказал свои мысли, обращенные против сума-роковско-елагинской
школы. В более замаскированном виде сделал он то же самое в рассуждении О
а льзе
книг церковных в российском языке, предпосланном изданию его сочинений 1757 г.
Особенно отчетливо это задание выступает в той части рассуждения, где
Ломоносов классифицирует штили но признаку наличия в каждом из них большего или
меньшего процента славянских речений и тут же определяет, какие жанры могут
пользоваться данным стилем.
Первой стиль составляется из
речение славено-россииских, то есть Употребительных в обоих наречиях, и из
славянских,
россиянам вразумительных и не весьма обветшалых. Сим штилем составляться
должны героические поэмы, оды, прозаичные речи о важных материях, которыми
они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются. Сим
штилем, прибавляет
Ломоносов с явным оттенком национальной гордости, преимуществует российский
язык перед многими нынешними европейскими, пользуясь языком славеиская и книг
церьковныо.
Средний штиль состоять должен
из речений больше в российской языке употребительных, куда можно принять
некоторые речения славеа-ские, в высоком штиле употребительные, однако с
великою осторожно, стаю, чтобы слог не казался надутым. Равным образом
употребить в нем можно низкие слова: однако, остерегаться, чтобы не
опуститься в подлость. И словом, в сек штиле должно наблюдать всевозможную
ровность, которая продолжает он, намекая на Сумарокова особливо тем
теряется, когда речение славенское положено будет подле российского
простонародного. Сим
штилем писать все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное
человеческое слово к живому представлению действия. Однако, может и первого
рода штиль иметь в них место, где по трубно изобразить геройство и высокие
мысли; в нежностях должно от того удаляться. Стихотворные дружеские
письма, сатиры,
эклоги и элегии сего штиля больше должны держаться. В прозе предлагать им
пристойно описания дел достопамятных и учений благородных.
Ломоносов
1
12