berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 182


Низкой штиль принимает речения третьего рода, то есть которых нет в славенсЕом диалекте, смешивая со средними, а от славянских общеупотребительных вовсе удаляться по пристойности материи, каковы суть комедии, увеселительные епнграммы, песни; в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению. 25

В приведенной большом отрывке заключена центральная
мысль ломоносовского рассуждения О пользе книг церковных
в российской языке. Изложенное здесь учение о трех штилях
имело не абстрактно-теоретические, вневременной характер,
как это обычно представляется не только читателю, но и сито-
раку литературы, следующему традиции; наоборот, оно было
наполнено живым, злободневно-полемическим содержаниеи. На-
писанное в 17551756 г. , то есть в разгар борьбы Ломоносова
с Сумароковым и Елагиным, это рассуждение подводило итоги
состоянию тогдашней литературы и учитывало то обстоятель-
ствол, что типичными дворянскими жанрами были в те годы
салонная любовная песенка, галантный мадригал, кокетливая и
нередко гривуазная идиллия эклога, жалостная елегияв и т. д.
Даже Сумароков, считавший себя много выше своих подража-
талей, посвятил себя в эти годы, главным образом, сочинению
Эклог и драматических произведений. И именно эти жанры
Ломоносов включает частью в низший, частью в средний стиль.
Но высокий стиль, тот стиль, который Ломоносов собственно
и называл штилем, включает, по его спецификации, только
жанры, особенно любовно культивировавшиеся писателями-уче-
нами, группировавшимися вокруг Академии Наук, и в первую
очередь, конечно, самии Ломоносовым. Жанры эти не интим-
нее, не салонно-камерные, а, наоборот, торжественно-публич-
нее, парадные, декоративно-помпезные геороические поэты,
оды и прозаические речи о важных материях, т. е. , церковная
проповедь, панегирик, академическая, надгробная речь Рита-
рака 1744. 121. Именно эти жанры и образуют высокую
учительную литературу; их дидактический характер и имел
Ломоносов в виду, когда рекомендовал писателю в статье О ка-
ячествах стихотворца рассуждение писать вещи учительные,
издать в свет нечто учительное, ибо все прочие жанры салу-
жат для забавы и увеселения, а высокие для назидания и об-
щественной пользы. Таким образом, классификация штилей
должна была показать оценку, которую давал Ломоносов совре-
меной ему дворянской литературе.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика