хотя и безрегулльное, от
красноречия человеку иногда природного начало свое восприняло. Ибо может быть,
уединение пастуху подало в лесах с птицами преклониться к
подражанию, увеселять
себя таковым же пением. Пасущим стада, натуральная из древе была одежда в
теплых
краях, обнажение рук и ног, и мужеск и женок пол с стадами в полях совокупно
пребывали. Таковое одеяние еще на самых древних статуях свидетельствуется, где
руки по плеча и ноги
за колено обнажаемы по обыкновению были. Сия одежда, сие уединение, и притом
зримая в стадах натуральная к любви склонность пастуха иногда пленяли к подруге
своей, что самое обремененному страстию к любовнице в забаву слова приятные к
пению прикладывать заставило. Таковые неприметные начатки вероятно произвести
могли размер в слогах и их падение, которое мы ныне Просодиею называем. И от
таковых малых начал стихотворство
час от часу хотя без всяких регул возрастало одним употреблением в забаву в
увеселение песенных слов, доколе разумные люди приметя талант природный других
к такому сложению речей привычных, почали помышлять о приведении сего таланта
в правила и
законы, и
назвали его Поэзиею, т. е. Стихотворством. Кто первый изобретатель правил
стихотворских
о том Шнний говорит, что никаких свидетельств в древних Авторах не находится,
ибо он свидетельствует, что нормы были уже известны прежде Троянской войны, а
кто начинатель был, о том де еще великий идет спор. Но понеже намерение мое
есть всегда защищать важность стихотворческой науки, то о начале стихотворства
я рассуждаю такового точно, которое к пользе человеческой всегда обращаемо
было. Почему надлежит показать, отчего склонность родился в человеке сочинять
поэмы изобразующие добродетели и пороки; что собственно у Греков и у Римлян
именем Стихотворства называется; и сочинители таковых поэм, а не иные
Стихотворцев имя носили.
Плиний Секунд, кап. 8, гл. 56,
стр. 36.
Хотя народы разной язык имеющие
имеют разные нравы, разные обычаи и разные вкусы, но то бывает по причине
воспитания. Ежели бы дикого и степного человека от самого рождения воспитать в
истинном благонравии и просвещении наук политических: То какова бы его природа
ни была, он всегда уж будет инородный своим родителям. Из сего поищем прямой
причины, для чего воспитание делает младенца иным на возрасте человеком, и не
остается в нем ничего кроме лица и сложения тела, которое он по плоти приемлет
Причина, уповаю, тому не иная, как та, что человек, ежели бы не имел
склонности от рождения своего к подражанию и к переимке видимого перед собою
образца, то
бы николи
ничего не разумел, ни сделать, ни сказать, как то только одно, что к
сохранению
его жизни потребно, и к чему натура н. болезнь его влечет. Прочее же все от
природного своего разума происходящее, которым он яко тварь разумная одарен от
бога, составило бы в нем нечто особливое, во вкусе, в мыслях и в рассуждении.
Младенец не успеет только начать приходить в разум, перенимает уже то, что
видит; и прежде улыбкою, а потом и смехом и немым голосом, дзет согласие
всему тому чем его
забавляют. Между тем приходя в силы преуспевает в свою