berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 195


хотя и безрегулльное, от красноречия человеку иногда природного начало свое восприняло. Ибо может быть, уединение пастуху подало в лесах с птицами преклониться к подражанию, увеселять себя таковым же пением. Пасущим стада, натуральная из древе была одежда в теплых краях, обнажение рук и ног, и мужеск и женок пол с стадами в полях совокупно пребывали. Таковое одеяние еще на самых древних статуях свидетельствуется, где руки по плеча и ноги за колено обнажаемы по обыкновению были. Сия одежда, сие уединение, и притом зримая в стадах натуральная к любви склонность пастуха иногда пленяли к подруге своей, что самое обремененному страстию к любовнице в забаву слова приятные к пению прикладывать заставило. Таковые неприметные начатки вероятно произвести могли размер в слогах и их падение, которое мы ныне Просодиею называем. И от таковых малых начал стихотворство час от часу хотя без всяких регул возрастало одним употреблением в забаву в увеселение песенных слов, доколе разумные люди приметя талант природный других к такому сложению речей привычных, почали помышлять о приведении сего таланта в правила и законы, и назвали его Поэзиею, т. е. Стихотворством. Кто первый изобретатель правил стихотворских о том Шнний говорит, что никаких свидетельств в древних Авторах не находится, ибо он свидетельствует, что нормы были уже известны прежде Троянской войны, а кто начинатель был, о том де еще великий идет спор. Но понеже намерение мое есть всегда защищать важность стихотворческой науки, то о начале стихотворства я рассуждаю такового точно, которое к пользе человеческой всегда обращаемо было. Почему надлежит показать, отчего склонность родился в человеке сочинять поэмы изобразующие добродетели и пороки; что собственно у Греков и у Римлян именем Стихотворства называется; и сочинители таковых поэм, а не иные Стихотворцев имя носили.

Плиний Секунд, кап. 8, гл. 56, стр. 36.

Хотя народы разной язык имеющие имеют разные нравы, разные обычаи и разные вкусы, но то бывает по причине воспитания. Ежели бы дикого и степного человека от самого рождения воспитать в истинном благонравии и просвещении наук политических: То какова бы его природа ни была, он всегда уж будет инородный своим родителям. Из сего поищем прямой причины, для чего воспитание делает младенца иным на возрасте человеком, и не остается в нем ничего кроме лица и сложения тела, которое он по плоти приемлет Причина, уповаю, тому не иная, как та, что человек, ежели бы не имел склонности от рождения своего к подражанию и к переимке видимого перед собою образца, то бы николи ничего не разумел, ни сделать, ни сказать, как то только одно, что к сохранению его жизни потребно, и к чему натура н. болезнь его влечет. Прочее же все от природного своего разума происходящее, которым он яко тварь разумная одарен от бога, составило бы в нем нечто особливое, во вкусе, в мыслях и в рассуждении. Младенец не успеет только начать приходить в разум, перенимает уже то, что видит; и прежде улыбкою, а потом и смехом и немым голосом, дзет согласие всему тому чем его забавляют. Между тем приходя в силы преуспевает в свою

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика