и никаких правил не имело; однако дух стихотворческий
или огонь всегда своих острецов имел, которые природного способности были от
бога одарены. Иные, положим, не умели и складывать ни истории, ни
фабулы, ни
похвалы, ни посмеяния; однако способны были к остроумным изречениям, то что
мы теперь по Французские называем bon mot. И таковые дух Эпиграмматической
имели. Другие умели
делать загадки и их решить, что подало может быть случай пользоваться в
язычестве ядолослужителям, и простой и суеверной народ обманывать в оракулах
ответами двоякой разум замыкающими. Такие неученые стихотворцы у Греков были
разумеемы лесные боги или полубоги, которых они Сатирами называли, а у
Латинщиков
Фауны, о которых Серий пишет, будто они были долговечные люди.
Можно видеть, что и в те самые
времена, когда стихотворство весьма процветало особливою уже наукою, была у
них память и великое почтение к старинным натуральным Стихотворцам. Варрон
когда хвалил стих Знниев, то похвальнее сказать не йог, что таковые
де стихи
в старину фауны певали.
Но когда уже склонность в натуре человеческой к Стихотворству умножился
и представление хотя не в
правильных стихах ибо правил еще я не полагаю натуры человеческой в таковых
сказаниях к тонам приличных в обыкновение народное зашло, то надобно, чтоб
польза и приятность с сим же обыкновением умножался. Федр говорит: Фабулы де
не к чему иному склоняются, как к отвращению людей от пороков. Следовательно
Стихотворство довольную причину имело вкорениться, когда оно с приятностью
столь полезное в себе заключало, а полезное довольную вероятность
получало, когда
оно столь приятным слогом изображалоея, толь наипаче когда и пение тому
способствовало. Таковая поэма чем больше в себе совершенства имела, тем
больше и правилом в исправлении нравов народу служила. Сочинения же
стихотворческие подали мало по малу повод к изо-бртжешпо поэм Героических и
Лирических, к представлению действий персонами, которые согласно вымыслу слов,
одевался, и
то самое, что
говорили, представляли зрителям с телодвижением, дабы тем удобнее подражать
натуре: то самое есть, что мы ныне театрами называем. Зри тали же
напротив того влекомы к веселию и забавам не чувствительно, в том получали
пользу и
увеселение.
Севр. к Энн. 1, 372.
Варрон о лат. язы:
кн. 6, гл. 3, стр., 72, 10.
Nec aliud quidqnam
per fabulas quaeritur, quam corrigatox error lit mortalium.
Сие мнится быть происхождение
от начала Стихотворства в натуре своей, . которое после обратился в великую
важность между учеными людьми. Открыло, или наипаче понудило открыть правила
к такой науке, которая пользу и забаву народную в себе заключала; а напоследок
пре-вратилося
в театры богам у Греков посвященные, и Стихотворцам величии: не токмо стала
особливый приписывать дух, но и сами они про себя, везде говорили, что тем
напоены. О чем довольно удостовериться можно во многих древних языческих
Авторах.