berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 198


и никаких правил не имело; однако дух стихотворческий или огонь всегда своих острецов имел, которые природного способности были от бога одарены. Иные, положим, не умели и складывать ни истории, ни фабулы, ни похвалы, ни посмеяния; однако способны были к остроумным изречениям, то что мы теперь по Французские называем bon mot. И таковые дух Эпиграмматической имели. Другие умели делать загадки и их решить, что подало может быть случай пользоваться в язычестве ядолослужителям, и простой и суеверной народ обманывать в оракулах ответами двоякой разум замыкающими. Такие неученые стихотворцы у Греков были разумеемы лесные боги или полубоги, которых они Сатирами называли, а у Латинщиков Фауны, о которых Серий пишет, будто они были долговечные люди.

Можно видеть, что и в те самые времена, когда стихотворство весьма процветало особливою уже наукою, была у них память и великое почтение к старинным натуральным Стихотворцам. Варрон когда хвалил стих Знниев, то похвальнее сказать не йог, что таковые де стихи в старину фауны певали. Но когда уже склонность в натуре человеческой к Стихотворству умножился и представление хотя не в правильных стихах ибо правил еще я не полагаю натуры человеческой в таковых сказаниях к тонам приличных в обыкновение народное зашло, то надобно, чтоб польза и приятность с сим же обыкновением умножался. Федр говорит: Фабулы де не к чему иному склоняются, как к отвращению людей от пороков. Следовательно Стихотворство довольную причину имело вкорениться, когда оно с приятностью столь полезное в себе заключало, а полезное довольную вероятность получало, когда оно столь приятным слогом изображалоея, толь наипаче когда и пение тому способствовало. Таковая поэма чем больше в себе совершенства имела, тем больше и правилом в исправлении нравов народу служила. Сочинения же стихотворческие подали мало по малу повод к изо-бртжешпо поэм Героических и Лирических, к представлению действий персонами, которые согласно вымыслу слов, одевался, и то самое, что говорили, представляли зрителям с телодвижением, дабы тем удобнее подражать натуре: то самое есть, что мы ныне театрами называем. Зри тали же напротив того влекомы к веселию и забавам не чувствительно, в том получали пользу и увеселение.

Севр. к Энн. 1, 372.

Варрон о лат. язы: кн. 6, гл. 3, стр., 72, 10.

Nec aliud quidqnam per fabulas quaeritur, quam corrigatox error lit mortalium.

Сие мнится быть происхождение от начала Стихотворства в натуре своей, . которое после обратился в великую важность между учеными людьми. Открыло, или наипаче понудило открыть правила к такой науке, которая пользу и забаву народную в себе заключала; а напоследок пре-вратилося в театры богам у Греков посвященные, и Стихотворцам величии: не токмо стала особливый приписывать дух, но и сами они про себя, везде говорили, что тем напоены. О чем довольно удостовериться можно во многих древних языческих Авторах.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика