рым у него была помимо
философских, очевидно какие-то иные основания сводить
счеты. Подводимому, трения
эти начались еще в сороковых годах, может быть, в 17441745 гг. после выхода
Краткой
риторики или года через три по выходе Риторики 1748 г. На эту мысль наводит
стихотворение Ломоносова, которое представляет дон о сторонний фрагмент
какой-то недошедшей до нас полемики.
Пахомей говорит, что для
святого слова Риторика ничто; лишь совесть будь готова. Ты будешь
каэнодей, лишь
только стань попом, И стыд весь отложи. Однако врешь, Пахом. На что
риторику совсем пренебрегаешь Ее лишь ты одну, и то худенько знаешь. Басилей,
Златоуст церковные столпы Учились долее, как нынешние
попы; Гомера, Шшдара,
Демосфена читали. И проповедь свою их штилем предлагали; Натуру, общую всей
притчей твари мать, Небе, земли, морей, старались испытать, Дабы творца
чрез то по мере сил постигнуть И важностью вещей сердца людские подвигнуть; Не
ставили за стыд из басен выбирать. Чем к праведным делам возможно
преклонять. Ты
словом божиим незнанье закрываешь, И больше тех мужей у нас быть уповаешь; Ты
думаешь, Пахом, что ты уж Златоуст. Но мы уверены о том, что мозг твой пуст.
Нам слово божие чувствительно, любезно, И лишь во рте твоем
бессильно, бесполезно.
Нравоучением преславной Телемак Стократ полезнее твоих нескладных
врак. Ио
Впрочем, может быть, это
стихотворение относится к более позднему времени, к 1759 г. , когда вышло
второе издание Риторики, и является ответом на следующие места в проповеди
Гедеона Кринивского, говорящего о тех, которые будто и со вниманием стоят во
время проповеди, но ничего более притом, разве только слог проповеднический
примечают: например выборные ли его
слова красно ли сочинение не отстает от материи наблюдает ли риторические
правила; и подобная а не рассуждают того, что пришли они не в Демосфенову или
Пице-ронову школу, но в христову, где не учат словам, а делам. В другом
месте той же проповеди Гедеон говорит: Как семя на пути поверженное, легко
ногами
мимо ходящих бывает пони