berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 207


рым у него была помимо философских, очевидно какие-то иные основания сводить счеты. Подводимому, трения эти начались еще в сороковых годах, может быть, в 17441745 гг. после выхода Краткой риторики или года через три по выходе Риторики 1748 г. На эту мысль наводит стихотворение Ломоносова, которое представляет дон о сторонний фрагмент какой-то недошедшей до нас полемики.

Пахомей говорит, что для святого слова Риторика ничто; лишь совесть будь готова. Ты будешь каэнодей, лишь только стань попом, И стыд весь отложи. Однако врешь, Пахом. На что риторику совсем пренебрегаешь Ее лишь ты одну, и то худенько знаешь. Басилей, Златоуст церковные столпы Учились долее, как нынешние попы; Гомера, Шшдара, Демосфена читали. И проповедь свою их штилем предлагали; Натуру, общую всей притчей твари мать, Небе, земли, морей, старались испытать, Дабы творца чрез то по мере сил постигнуть И важностью вещей сердца людские подвигнуть; Не ставили за стыд из басен выбирать. Чем к праведным делам возможно преклонять. Ты словом божиим незнанье закрываешь, И больше тех мужей у нас быть уповаешь; Ты думаешь, Пахом, что ты уж Златоуст. Но мы уверены о том, что мозг твой пуст. Нам слово божие чувствительно, любезно, И лишь во рте твоем бессильно, бесполезно. Нравоучением преславной Телемак Стократ полезнее твоих нескладных врак. Ио

Впрочем, может быть, это стихотворение относится к более позднему времени, к 1759 г. , когда вышло второе издание Риторики, и является ответом на следующие места в проповеди Гедеона Кринивского, говорящего о тех, которые будто и со вниманием стоят во время проповеди, но ничего более притом, разве только слог проповеднический примечают: например выборные ли его слова красно ли сочинение не отстает от материи наблюдает ли риторические правила; и подобная а не рассуждают того, что пришли они не в Демосфенову или Пице-ронову школу, но в христову, где не учат словам, а делам. В другом месте той же проповеди Гедеон говорит: Как семя на пути поверженное, легко ногами мимо ходящих бывает пони

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика