Не меньший интерес представляет
и следующее обстоятельство: 22 октября 1757 г. Дмитрий Сеченов был назначен
архиепископом новгородская, после четырехлетнего незамещения Этой
вакансии. 43
Конечно, этот факт мог быть нисколько не связан с тем обстоятельством, что
Елизавета не утвердила доклада синода о Ломоносове. Но не лишено вероятности и
следующее предположение: стихи Ломоносова о бороде были направлены против
Дмитрия Сеченова, последний почувствовал
себя, естественно, оскорбленным, синод
т. е. , главным образом, Сильвестр Куляба и Дмитрий Сеченов обратился за
помощью к императрице, которая, однако, не санкционировала предложений
церковников, вероятно, благодаря предстательству за Лом о Иносова Шуваловых и
Воронцовых. Отказ императрицы вызвал невидимому, раздражение в синодальных
кругах, и для успокоения их, и главный образом, Дмитрия Сеченова последовало
назначение его архиепископом новгородским.
По видимому, отрицательный
ответ Елизаветы на всеподданнейший доклад стал известен синоду в начале июля
1757 г. , и тогда церковники решили повести иными методами борьбу с
Ломоносовым. Был разработан очень тонкий план, в результате которого
одновременно разным лицам были сообщены документы письма и
стихотворения, касающиеся
Ломоносова п. его Гимна бороде. Списки с этих документов, о которых подробнее
сказано будет ниже, ниеются в различных рукописных сборниках XYII1 в. ив
оеобенио полном виде в бумагах и. Евгения Болховитинова, по
которым они были опубликованы в 1911 г. В. Н. Перзтцои. 44
Первое из этих писем было обращено непосредственно к
виновнику всей полемики, Ломоносову. Бог оно;
Государь мой
Не довольно лан того к чести н
награждению ума человеческого, что произведений оного не может остановить
никакая дальность стран и никакое время может их подвергнуть
неизвестности, хотя
бы кто нарочно скрывать оные старался Как ни за данную сторону в России
почитается отечество ваше, однако и тут сочинение, происшедшее от некоего
стихотворца и названное Ими бороде обще от всех читается. Но та беда, что
такие плоды парящих умов тогда только от всех с похвалою приняты бывают, когда
клонятся к утверждению общего блага и к прочим полезным и приятным
намерениям, которые
в рассуждении общества могут быть бесчисленны. Противным же образом, ежели дал
того только в свет пыпущаемы бывают, чтоб заводить раздоры и
поспешествовать
песогла