ВВЕДЕНИЕ
Обогащение науки и
практики тесно связано с глубоким анализом
социальных идей, ценностей, накопленных человеческой цивилизацией в прошлые
эпохи. Особый интерес в этом отношении представляет изучение творческого
наследия М. В. Ломоносова, гений которого необходимо рассматривать на фоне
развития мировой и русской культуры.
Выдающийся
ученый жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически
значимые социальные преобразования, шла острая борьба в религии, развивалась
русская наука, большое распространение получило просветительство. Первая
половина
XVIII века характеризовалась резким изменением отношения общества к вопросам
образования и воспитания юношества. В этот период появился ряд проектов
преобразования и усовершенствования школьного дела в стране. Начался процесс
подготовки специалистов как в России, так и за границей.
Являясь
достойным преемником просветителей, М. В. Ломоносов выступил борцом за
создание национальной науки и культуры, сторонником широкого народного
образования. Острый, наблюдательный ум естествоиспытателя позволил ему в
эпоху российского просвещения на высоком научном уровне поставить такие
проблемы, как предмет педагогики, сущность воспитания и
образования, организация
обучения, его содержание.
Широко
понимая назначение педагогики, М. В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью
мировой и русской культуры. Формирование российского юношества в духе
общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего
мира, научных
и культурных ценностей эти основополагающие Ломоносовские идеи остаются
актуальными и сегодня. В русском ломоносововеде-нии большой научный интерес
представляют биографические работы об ученом, подготовленные как
дореволюционными историками П. С. Билярский, А. А. Киник, В. И. Ламанский,
П. П. Пикар-
З.