причин этого пожар в
Архангельске в XVIII веке, в котором
сгорело большое число бесценных документов. По существу мало сведении о
родителях ученого, о происхождении их фамилии после смерти отца фамилия
Ломоносовых перестала существовать в Денисовке, грамотности взрослых членов
семьи. Неизвестно также, у кого научился грамоте М. В. Ломоносов, который к
15-16 годам имел хороший почерк, о чем свидетельствуют его
автографы, найденные
в архивах Архангельской таможни Н. Л. Коньковым 14. Довольно проблематичным
является выявленный круг родственников и знакомых М. В. Ломоносова на
Севере, повлиявших
на развитие его интересов к наукам, языкам. Недостаточно изучена своеобразная
социальная среда, в которой формировался будущий гений. Опираясь на
этнографические
источники, следует выделить народные воспитательные традиции
поморов, охарактеризовать
поморскую педагогику, основы которой позднее обнаружились в педагогическом
творчестве ученого. Кроме того, поморскую среду необходимо рассматривать на
фоне взаимовлияния скандинавской и северорусской культур, анализа состояния
народного просвещения на Севере, народной культуры, характеристики
деятельности таких прогрессивных людей Поморья, как В. В. Кристинин, А.
И. Фомин,
знакомства с работой народных учителей. Документы ГРАДА, материалы Полного
собрания законов Российской империи свидетельствуют о посылке из центра в
разные губернии; в т. ч. и Архангельскую, учителей. До сих пор
неисследованной остается их педагогическая деятельность.
Неизученной является
проблема влияния церкви на распространение
грамотности, в том числе и на Поморском Севере. Анализ Русского
биографического словаря в 22 томах 1007 1029, изданных до 1917 года, показал,
что в первой половине XVIII века учителями в основной своей массе были
представители духовенства. Указами Петра I им предписывалось обучать детей
основам грамоты. Огромную роль в культурном развитии Поморья сыграли
архиепископы Холмогорский и Важский Афанасий и Варнака 15. Оба они ценили
самобытный северный край, занимались распространением
грамотности. Так, благодаря
Варнаке в 1714 г. при Николаевском Карельском монастыре была открыта школа, а
в 1723 г. в самих Холмогорах. С появлением