ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 35


причин этого пожар в Архангельске в XVIII веке, в котором сгорело большое число бесценных документов. По существу мало сведении о родителях ученого, о происхождении их фамилии после смерти отца фамилия Ломоносовых перестала существовать в Денисовке, грамотности взрослых членов семьи. Неизвестно также, у кого научился грамоте М. В. Ломоносов, который к 15-16 годам имел хороший почерк, о чем свидетельствуют его автографы, найденные в архивах Архангельской таможни Н. Л. Коньковым 14. Довольно проблематичным является выявленный круг родственников и знакомых М. В. Ломоносова на Севере, повлиявших на развитие его интересов к наукам, языкам. Недостаточно изучена своеобразная социальная среда, в которой формировался будущий гений. Опираясь на этнографические источники, следует выделить народные воспитательные традиции поморов, охарактеризовать поморскую педагогику, основы которой позднее обнаружились в педагогическом творчестве ученого. Кроме того, поморскую среду необходимо рассматривать на фоне взаимовлияния скандинавской и северорусской культур, анализа состояния народного просвещения на Севере, народной культуры, характеристики деятельности таких прогрессивных людей Поморья, как В. В. Кристинин, А. И. Фомин, знакомства с работой народных учителей. Документы ГРАДА, материалы Полного собрания законов Российской империи свидетельствуют о посылке из центра в разные губернии; в т. ч. и Архангельскую, учителей. До сих пор неисследованной остается их педагогическая деятельность.

Неизученной является проблема влияния церкви на распространение грамотности, в том числе и на Поморском Севере. Анализ Русского биографического словаря в 22 томах 1007 1029, изданных до 1917 года, показал, что в первой половине XVIII века учителями в основной своей массе были представители духовенства. Указами Петра I им предписывалось обучать детей основам грамоты. Огромную роль в культурном развитии Поморья сыграли архиепископы Холмогорский и Важский Афанасий и Варнака 15. Оба они ценили самобытный северный край, занимались распространением грамотности. Так, благодаря Варнаке в 1714 г. при Николаевском Карельском монастыре была открыта школа, а в 1723 г. в самих Холмогорах. С появлением

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика