ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 37


А. А. Морозовым 16, хотя документальных архивных подтверждении этому исследователями не обнаружено.

Рассматривая вопрос о педагогической деятельности М. В. Ломоносова, целесообразно с позиций современности подойти к оценке роли И. И. Шувалова в жизни и творчестве ученого. В литературе 50-х годов эта проблема получила одностороннее освещение: установление подлинного вклада М. В. Ломоносова в открытие Московского университета его гимназий, в разработку программ их деятельности и противопоставление его И. И. Шувалову. Вероятно, это было сделано в противовес некоторым работам XIX начала XX века, в частности Д. А. Толстого. Однако в исследованиях того периода русскими учеными уже ставился вопрос о значении взаимодействия и сотрудничества М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова. Например, И. М. Соловьев, занимаясь изучением состояния русских университетов, сделал вывод о забвении М. В. Ломоносова в истории русского просвещения, научные труды которого целых полтораста лет пролежали в архивах Академии наук, не получив своего естественного развития в истории науки 20. Он отметил упорство и настойчивость М. В. Ломоносова в отстаивании проекта и устава Московского университета и сделал вывод о том, что многие мысли М. В. Ломоносова легли в основу Шуваловского проекта. И. М. Соловьев объективно оценил стремление М. В. Ломоносова взять здоровые традиции немецких университетов и с учетом российских условий использовать их при организации Московского университета.

Изучение архива И. И. Шувалова, находящегося в ГРАДА, детальное знакомство с современной литературой А. С. Орлов свидетельствуют о необходимости переоценки значения отношений его с великим русским академиком. Инициатором создания университета был М. В. Ломоносов, что подтверждено документально Н. А. Пенч- ко. Но несомненно и то, что проведение этой идеи в жизнь, быстрое ее осуществление в условиях того времени, менее всего способствовавших данному предприятию, принадлежит И. И. Шувалову, одному из интереснейших, образованнейших людей эпохи Просвещения. Сближение их послужило общественной пользе и интересу. В течение тринадцати лет М. В. Ломоносов привлекал И. И. Шувалова не

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика