каждой губернии
рекомендовалось открыть по две женские школы
по 500 девочек, в семи губерниях должно обучаться 9000 учениц 1, с. 26.
Ф. С. Салтыков
выделил специфические, на его взгляд, жен-
скиде науки, которым следовало учить девочек:
Для домоводствачитать
писать
цифири
Для
изящества в языкахфранцузского
немецкого
Для
забавымикстуры
и миниатюры и
перспектив
Для забавы же своей и в компании- музыке
инструментальной и об-
ах веселого обхождениякальной, сиречь на
всяких инист-
рументах и воспевать, танцевать
1, с. 25.
Этот перечень
свидетельствует об утилитарном подходе к постановке
женского образования. Им должны были давать лишь основы
чтения, письма, счета,
которые могут пригодиться в домашнем быту. Особое внимание следовало уделять
эстетическому развитию девочек, музыкальному воспитанию. Ф. С. Салтыков
считал, что при такой программе ученицы будут умнее и обходительнее, нежели
как они у отцов своих живут в доме до замужества, не знав обхождения людского
и разговоров. Цель, которую ставил Ф. С. Салтыков, предлагая ввести женское
образование и воспитание, носила патриотический характер: чтобы и женский наш
народ уровнялся с европейскими государствами равно 1, с. 25.
Заслуживает
внимания защита государственных интересов Ф. С. Салтыковым.
Так, он предложил перевести и напечатать истории универсальные и
партикулярные, а затем по ним учить грамотности вместо чаровников и псалтырей.
Необходимо было, по его мнению, подготовить историю России и всех ее городов,
перевести на немецкий, французский языки, напечатать и разослать в