ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 90


воззрения потеряли право на исключительно одностороннее господство, происходила секуляризация сознания личности от церковного догмата. Табель о рангах закрепила за дворянством господствующее положение в государственных учреждениях, армии, флоте и вместе с тем содействовала тому, что понятие о достоинстве человека, до сих пор отождествлявшееся исключительно с его происхождением, родством и знатностью, начинает связываться также и с его личными качествами и общественной пользой, которую он приносит. Как ни ограничена была эта апелляция к человеку классовыми и политическими интересами, она опиралась на более широкий и свободный взгляд на личность, основанный на требовании соотношения между личным достоинством человека и положением, занимаемым в государстве и обществе. Такое понимание ценности человеческой личности с позиции общего блага противоречило религиозным представлениям 7, с. 132.

Новые тенденции в понимании просветителями личности нашли отражение в ориентации и решении этических проблем за пределами христианского учения о морали. Развиваются такие прогрессивные явления, как антидогматизм, рационализм, возвышение свободы человеческого разума, красоты его тела, чувств.

Исходя из принципа ценности человеческой личности, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев призывали уважать в детях личность и давать им образование, сообразное их склонностям и возможностям.

Ф. Прокопович обосновал в Духовном регламенте значение учения для развития производительных сил страны: Известно есть всему миру, каковая скудость и немощь была воинства российского, когда оное не имело правильного себе учения, и как несравненно умножилась сила его и надчаяние велика и страшна стала, когда. . . Петр Первый, обучил оное изрядными регулами. То же разуметь и о архитектуре, и о рвачестве, и о политическом правительстве, и о всех прочих делах 3, с. 46. Отвергая бытующее в те времена мнение о вредности учения, он утверждал, что ересь рождается либо в необразованных людях, либо в малообученных. Общественная значимость образования, по мнению Ф. Прокоповича, зависит от его основательности.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика