воззрения потеряли
право на исключительно одностороннее господство,
происходила секуляризация сознания личности от церковного догмата. Табель о
рангах закрепила за дворянством господствующее положение в государственных
учреждениях, армии, флоте и вместе с тем содействовала тому, что понятие о
достоинстве человека, до сих пор отождествлявшееся исключительно с его
происхождением,
родством и знатностью, начинает связываться также и с его личными качествами
и общественной пользой, которую он приносит. Как ни ограничена была эта
апелляция к человеку классовыми и политическими интересами, она опиралась на
более широкий и свободный взгляд на личность, основанный на требовании
соотношения между личным достоинством человека и положением, занимаемым в
государстве и обществе. Такое понимание ценности человеческой личности с
позиции общего блага противоречило религиозным представлениям 7, с. 132.
Новые тенденции в
понимании просветителями личности нашли
отражение в ориентации и решении этических проблем за пределами христианского
учения о морали. Развиваются такие прогрессивные явления, как
антидогматизм, рационализм,
возвышение свободы человеческого разума, красоты его тела, чувств.
Исходя из
принципа ценности человеческой личности, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев
призывали уважать в детях личность и давать им образование, сообразное их
склонностям и возможностям.
Ф. Прокопович
обосновал в Духовном регламенте значение
учения для развития производительных сил страны: Известно есть всему
миру, каковая
скудость и немощь была воинства российского, когда оное не имело правильного
себе учения, и как несравненно умножилась сила его и надчаяние велика и
страшна стала, когда. . . Петр Первый, обучил оное изрядными регулами. То
же разуметь и о архитектуре, и о рвачестве, и о политическом правительстве, и
о всех прочих делах 3, с. 46. Отвергая бытующее в те времена мнение о
вредности учения, он утверждал, что ересь рождается либо в необразованных
людях, либо в малообученных. Общественная значимость образования, по мнению
Ф. Прокоповича, зависит от его основательности.